Зачем переодевают Ленина? Мистическая версия Павла Лобкова
Мавзолей опять закрыт. По словам пресс секретаря ФСО Виктории Богомоловой, до 16 апреля тело Ленина подвергнется обработке бальзамирующим составом, и самое главное мумии вождя выдадут новый костюм.
В этой истории важнее не кутюр, а мифология. Можно сказать, что до апреля на Красной площади происходит обряд фамадихана, который раз в семь лет проводится на Мадагаскаре.
В этот день, а также во времена кризисов, эпидемий и неурожаев покойника достают из могилы и, чтобы ублажить его дух, переодевают в новый саван и всячески веселят. Иначе он может рассердиться и либо пугать живых во сне, либо насылать всевозможные напасти. Для переодевания бабушек даже вполне христианизированные и образованные жители столицы просто обязаны приехать в родовое гнездо, помочь убрать с неглубокой могилы ярко раскрашенные рога и останки старых «Рено» колониального периода, иначе деревенские родственники могут обидеться. Одежда — интимнейшее средство общения живых с мертвыми, пишет этнограф Жан Клод Шмитт.
Средневековые хроники пестрят сообщениями о новых одеждах, в которых родственникам являлись их покойные близкие если явился в черном, значит, посмертная судьба его незавидна, если в белом значит очистился. Если обнаженный это самое дурное покойный взыскует внимания и молитвы, которые станут ему тем самым рефриджериумом, или холодильником, защищающим от адского пламени. О важности посмертной одежды хорошо знали в средневековом Палермо, его знаменитые катакомбы с мумиями произвели неизгладимое впечатление на Ги де Мопассана.
Люсьен Леви Брюль, описывая общение с умершими на отдаленных Тробрианских островах в Тихом океане, приходит к выводу, что мертвых вызывают в крайних случаях, когда живые сами не могут справиться с житейскими трудностями.
Переодевание может использоваться и для снижения статуса покойника, влияние которого утрачено. Так после выноса Сталина из Мавзолея с него сняли маршальский китель и обсыпали опилками. Все это делалось ночью, тайно. Но в других странах, которые тоже не Европа, все делается с южной чувствительностью, например в Индонезии, на острове Сулавеси, в деревне Торайя, процедура Манене проводится ежегодно.
Практически то же самое до 16 апреля будет происходить под Мавзолеем, в том месте, где от него отходят гостевые трибуны для зрителей парадов на Красной площади. Москва отличается от деревни Торайя на Сулавеси и от города Толеара на Мадагаскаре только тем, что детали процесса не разглашаются. Кстати, как писал тот же Леви Брюль, переодевание покойников и их периодическая эксгумация принадлежность островных культур, замкнутых миров, где покойники и живые — один народ, окруженный океаном, в котором больше нет стран и людей.
И в этом у Москвы с вышеупомянутыми местностями все больше общего. Главное, чтобы новый костюм Ильича случайно не оказался европейского или американского производства, но за этим проследят. Тогда и рубль отскочит, и нефть подскочит.