«Люди в погонах могли ее пытать, но при этом они ее уважали». Какой женский образ создала Валерия Новодворская

14/07/2014 - 20:35 (по МСК) Павел Лобков

Кого в лице Валерии Новодворской потеряла Россия? Павел Лобков обсудил с журналистом «Эха Москвы» Нателлой Болтянской, бывшим главным редактором «Ленты.ру» Галиной Тимченко, журналистом и гражданской активисткой Марией Бароновой и Марией Алехиной, участницей панк-группы Pussy Riot. 

Такое ощущение, что не было 50 лет советской власти, что из серебряного века, времен таких невероятных женщин как Лариса Рейснер, Александра Коллонтай и Зинаида Гиппиус, вопреки всем законам генетики, она впрыгнула в аудиторию в 1968-м с пачкой листовок со стихами:

Спасибо, партия, тебе

За рабский полдень двоедушия, 

За ложь, измену и удушье

Спасибо, партия, тебе!


Спасибо, партия, тебе

За все доносы и доносчиков,

За факелы на пражской площади

Спасибо, партия, тебе!

 

Награда была соразмерна подвигу. Те, кто публикует фотографии смешной одутловатой женщины, те публицисты, которые смакуют диагноз «инфекционно-токсический шок», почитайте ее мемуары, если выдержите.

«Бормашина. Привязывают к креслу и сверлят здоровый зуб, пока сверло не вонзается в челюсть. Потом зуб пломбируют, чтобы не оставалось следов.Газообразный кислород подкожно. Вводят его толстой иглой под кожу. Ощущение такое, как будто сдирают кожу. Возникает огромная опухоль, боль ослабевает в течение 2-3 дней. Потом опухоль рассасывается, и начинают сызнова».

Таких мук удостаивались христианские святые, только за это их канонизировали. Валерия Ильинична в канонизации не нуждалась. В ней была не только ненависть, спасавшая от отчаяния, она переплавила немыслимые испытания в энергию не только борьбы, но и самоиронии. Конец 90-х, фильм Анатолия Эйрамджана «Примадонна Мэри» - Новодворская в роли самой себя, в одной картине про эмигрантов с Михаилом Кокшеновым и другими звездами кооперативного кино

Кстати сегодня день взятия Бастилии. Как-то по случаю  этого праздника Валерия Ильинична разразилась ядовитой колонкой.

«Когда тоталитаризм падает, надо отмечать это событие разрушением какой-нибудь Бастилии, в знак необратимости событий. Представляю, как народ будет растаскивать Лубянку на кусочки и самый большой обломок мавзолея подарит ЮНЕСКО, чтобы неповадно было объявлять такого рода сооружения мировыми историческими памятниками»

До этого праздника она не дожила. Сегодня приходит на ум другая ее знаменитая фраза: «Душа мне не доставляет хлопот. Вот тело и его болезни неприятны. Хорошо, чтобы тела вообще не было, а люди состояли из одной души. Тогда бы я порхала, как бабочка!» 

Другие выпуски