«Я родился в недрах ЦРУ, там, пожалуй, и помру». Павел Лобков о значении демарша Павла Дурова для мирового интернета

24/04/2014 - 20:04 (по МСК) Павел Лобков

«Я родился в недрах ЦРУ, там, пожалуй, и помру». По версии президента Путина, весь интернет родом из Лэнгли. Случайно или нет, Путин произнес этот приговор одновременно с очередным манифестом Павла Дурова, которым он порывает с исторической родиной и с собственным детищем. Создатель «Вконтакте» объявил тендер на страну своей мечты.

«Нам не нравятся бюрократия, полицейские государства, большие правительства, войны, социализм и чрезмерное регулирование». И, наверное, там не пугают маленьких детей страшной ЦРОй, от которой все зло. Причем разместил он это резюме наоборот не в своей сети, а в американском фейсбуке. Ведь «Вконтакте» – эта такая веселая и анархичная версия фейсбука, именно детищем Цукерберга вдохновлялся человек, который в России был похож на инопланетянина.

Из подобных экспериментов более всего известен еврейский план Уганды. Отчаявшись получить Палестину, отец-основатель сионизма Теодор Герцль обратился к тогдашнему английскому премьеру Чемберлену, который предложил ему часть владений на территории нынешней Кении для создания еврейского государства – не путать с современной Угандой.

Было решено послать комиссию в Уганду для исследования местности и решения о действительной возможности создания на этой территории еврейского государства. Комиссия большинством голосов пришла к выводу, что территория не годна для расселения евреев, позже от нее отказались и британцы – и только через полвека евреи вернулись на землю обетованную.

Вообще образ непонятого изгнанного ученого, изобретателя кочует как по страницам учебниках, как и по томам художественной литературы. Демарш Дурова больше всего похож на придуманную Жюлем Верном историю капитана Немо, потомка восставших против англичан воинов-сипаев.

«Море не подвластно деспотам. На его поверхности они ещё могут воевать и убивать друг друга, но на глубине десяти футов их власть кончается… живите в глубине морей! Только здесь человек воистину свободен! Только здесь его никто не может угнетать!»

Может, в современном интернет-мире Дурову удастся сохранить независимость и в стране, которая согласиться принять его мятежную команду, но раньше все было как-то по-другому. Владимир Зворыкин, изобретатель современного телевидения, Владимир Ипатьев, один из отцов нефтехимии – приезжали в Америку со своими идеями, уже готовыми к воплощению. Но этим гениям все равно несколько лет приходилось работать на дядю, корпорацию RCA или Universal Oil, и только Игорю Сикорскому удалось, тоже после нескольких лет мытарств, создать свою, и ныне процветающую фирму.

Много ли потеряет Россия? Да ничего она не заметит, и в сечинско-усмановском контакте будут по-прежнему постить фотки пищи и собственных спортивных достижений. Главное – чтобы не по Блоку – «слопала-таки поганая, гугнивая матушка-Русь, как чушка, своих поросят». Пока поросятам еще позволяется перепрыгивать через загородку, но ведь это дело поправимое.

С демонстративным отъездом Дурова со всей командой наконец, выявляется новая национальная идея России. Это такая страна чиновников и полицейских, нефтяных труб и заборов, которая служит всемирным инкубатором самых отчаянных, пробивных и талантливых. Такое родное гнездо – оно же школа выживания, из которого уж если вылетает или выпадает птенец- то он уже способен перелетать границы и основывать новые гнезда, куда следующие правители страны будут приезжать в гости и горделиво давать интервью государственным телеканалам: смотрите, это же наш, уж мы его и так и так, а чего парень добился!

Другие выпуски