«Игра в одни ворота приведет к бунту»: члены «Голоса» о том, как в России уничтожили выборы, но разбудили избирателя

13/09/2021 - 18:34 (по МСК) Анна Немзер

Новый выпуск программы «Кто здесь власть» — про движение «Голос»*, защищающее права избирателей на выборах и недавно признанное иноагентом. Что у нас осталось от выборов, когда большинство оппозиционных кандидатов не допустили? Есть ли смысл наблюдать, когда все фальсифицируют? Что это за выборы в конце концов — самые неконкурентные в истории или получше многих прежних? Григорий Мельконьянц, Станислав Андрейчук, Виталий Аверин и Инна Карезина объяснили, почему не все так плохо и почему свободные выборы не произойдут в России, пока мы их сами себе не устроим.

Представьте себе, я вам сейчас расскажу не фантазию, а реальную историю. Тут в одну несчастливую пятницу телеканал Дождь был признан иностранным агентом, вы, наверное, слышали. И некоторое количество моих друзей и коллег были назначены СМИ-иноагентами, что бы это ни значило.

И на следующий день некоторое количество журналистов вышли с одиночными пикетами к зданию ФСБ на Лубянке. Я там была, там была какая-то сумятица, правоохранители совершенно не понимали, что с нами делать, задерживать, не задерживать. Я выношу за скобки, что любой человек имеет право на одиночный пикет, это так, но полицию это обычно не очень волнует.

И вот в какой-то момент один из сотрудников полиции мне сказал в сердцах: «Что вы ходите на эти ваши одиночные пикеты, что вы стоите с этими вашими плакатиками? Что это изменит, кому это поможет?». Но я так от злобности ему говорю: «А что, по-вашему, нам надо делать?». И он говорит: «Идите наблюдателями на выборы». Ну, это ценный совет, я за него благодарна, вообще это правильно, да.

Но я вам так скажу, вот я политический обозреватель много лет, я за выборами смотрю. Интрига по-настоящему последний раз была это в 2013 году, это когда мэрские выборы были. Дальше никакой интриги, но по крайней мере, выборы были какой-то точкой политического напряжения. Вот сейчас — ничего, выхолощенная поляна абсолютно.

Всех оппозиционных кандидатов назначили экстремистами, заставили уехать из страны, конкуренции нету в принципе. К сторонникам «Умного голосования», к тем, кто на сайте регистрировался, ходят какие-то люди, которые то ли угрозыск, то ли участковые. Нет ничего, иностранных наблюдателей не пустили, я не понимаю, что это.

Вот о том, что сейчас такое наблюдатель на выборах, что у нас осталось от выборов, что с ними можно сделать, как можно противостоять фальсификациям, мы сегодня поговорим с Григорием Мельконьянцем, сопредседателем движения «Голос», который, вы поразитесь, за несколько недель, получается, до выборов был тоже признан иностранным агентом. Совпадение? Не думаю.

Меня зовут Аня Немзер, это программа «Кто здесь власть». Но сначала профайл. «Голос», как это работает.

Давайте мы действительно все-таки начнем с этого иноагентства. Мы тут иноагенты, вы иноагенты, но вы хитрый иноагент, такой особого типа, то есть это первая незарегистрированная общественная организация.

Под вас специально писали или что это было? То есть это юридически вообще как?

Это юридически, честно говоря, очень так вот сомнительно, потому что фактически незарегистрированная общественная организация это что-то в воздухе. То, что имеет регистрацию, имеет банковский счет, имеет какое-то имущество, ну вот какие-то…

Это юридическое лицо, которым вы не являетесь?

Которым мы не являемся, да. А все остальное — это общественные объединения. Они предусмотрены Конституцией, они предусмотрены законом об общественных объединениях, любой гражданин, любые граждане вправе создать вот такие объединения для реализации каких-то собственных задач, целей, для всего самого хорошего.

Мы вынуждены были создать движение в статусе общественного объединения, без образования юрлица в 2013 году…

Также по теме
    Другие выпуски