Кто защитит наблюдателей
Кремер: Наши зрители нас спрашивают: а где гарантия защиты наблюдателей? Это очень опасно в некоторых регионах. Кто защитит наблюдателей?
Кучерена: Вы знаете, тут самое важное, не поддаваться на провокации. Потому что я достаточно часто повторяю в средствах массовых информаций, что человек, который совершает какие-то действия, он должен просто быть предельно аккуратен, чтобы не попасть в какую-то провокацию и потом не оказаться на скамье подсудимых. Это важный вопрос и мы знаем, что во время выборов тоже были такие ситуации. И я получал такие жалобы, что кто-то подошел, кто-то начал провоцировать. Вот это очень важно. Потому что наблюдатель может быть один, один он на этом избирательном участке, и вот это важно, чтобы его кто-то тоже страховал. Вот если он работает от какой-то общественной организации, важно, чтобы была информация, где он, что, в какое время.
Захаров: Я могу сказать, у «Гражданина Наблюдателя» было на выборах в Государственную думу несколько мобильных групп. В каждой мобильной группе был юрист и мобильные группы выезжали на участок, если были какие-то тяжелые случаи. Был один случай, когда у нас наблюдателю угрожали - туда выехала мобильная группа. Два случая было, когда наблюдателей задерживали, и когда задерживали, тоже немедленно выезжал юрист. То есть у нас, по крайней мере, в «Гражданине Наблюдателе» была система такая подстраховки на случай чего. Но как бы спасение утопающих - это дело рук самих утопающих. Нужно самим организовываться и как-то искать возможности.
Шкуматов: Понятное дело, что есть короткосрочная угроза, среднесрочная и долгосрочная, то есть какое-то преследование. Так вот: когда все происходит в такой динамике, то есть прямо вот здесь, даже мобильные группы, даже юристы, у них есть какое-то подлетное время, условно говоря, они могут быть заняты еще что-то, поэтому конечно же, сам наблюдатель не должен быть овощем, и надо, конечно, максимально попытаться защищать себя самому. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе - есть интернет, есть сообщества, сообщества с многими тысячами людей, которые у них состоят с самыми разными, и любой беспредел по отношению к человеку за то, что он хотел честных выборов, он, будучи вынесенным на публичную площадку, он моментально сплотит вокруг этого человека очень много людей, которые захотят ему помочь. И самое главное - реально помочь. В общем-то, практика имеет место быть. Поэтому самое главное, вот этот острый период, когда непосредственно физически наезжают, задерживают или еще что-то, как-то самому в нем сориентироваться. Вот как бы во всем остальном, я думаю, сообщество своим членам поможет вообще без каких-либо договоров.