Зеркальные ответы. Разбираемся, кто первым начал в обострении отношений России и Запада
3 мая представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова вызвали в Европейскую внешнеполитическую службу из-за санкций против европейских чиновников. В ЕС считают, что контрсанкции, введенные Россией, политически мотивированы и не имеют никаких юридических оснований. Россия ввела санкции против восьми граждан Евросоюза 30 апреля, которые стали ответом на санкции против российских чиновников, введенные Европой из-за преследования Алексея Навального. В своей авторской колонке Екатерина Котрикадзе рассуждает, кто первым начал обострение отношений России и Запада.
Пока еще Россия состоит в Совете Европы и Совете безопасности ООН, пока еще в МИДе произносят сквозь зубы «наши западные партнеры» (а не подлые империалисты), пока еще Россия не ввела выездные визы и не воткнула колючую проволоку между нами и остальным миром — мы играем с Западом в игру под названием «Кто первый начал?».
«Страна, которая учит стандартам демократии весь мир, сама их перечеркнула», — заявил председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
«Линия США в отношении России тупиковая, а может быть даже тупая», — сказал глава МИД России Сергей Лавров.
«Цепляют Россию то тут, то там, без всяких причин», — заявил президент Путин.
«Санкции становятся инструментом вмешательства во внутренние дела», — заявил глава кабмина Михаил Мишустин.
«Иностранное вмешательство идет давно», — высказал мнение лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Фактически вся российская дипломатия последнего времени состоит из зеркальных мер.
«Недружественные шаги ЕС в отношении России, как обычно это бывает, не останутся без соразмерного ответа», — сказала официальный представитель МИД России Мария Захарова.
«Меры будут зеркальными, но не только», — отметил Лавров.
Американцы в середине апреля выдворили десять сотрудников российского посольства в Вашингтоне, и уже после этого аналогичные меры приняла Москва. Бонусом, правда, стал запрет нанимать на работу в американских диппредставительствах в России российских граждан. То есть наказали. Своих. Во-первых, лишили работы граждан Российской Федерации в посольстве и консульствах США и это в самый разгар пандемии и экономического кризиса. Во-вторых, как следствие, ограничили возможность Соединенных Штатов выдавать визы нам же. Госдеп уже предупредил: никаких больше документов россиянам в Москве и других городах — придется, значит, ездить за американской визой в третьи страны, потому что не хватает рук — некому обеспечивать консульские услуги. И даже оказывать помощь гражданам США некому — американское внешнеполитическое ведомство настоятельно рекомендует американцам покинуть территорию России до 15 июня. В Москве язвят в ответ: кто мешает пополнить штат в России своими гражданами? Вам просто лень работать!
«В качестве причины называется вынужденное сокращение „местного персонала“. Проще было бы сказать: не умеем и не хотим работать», — написано на страниц МИД России в Facebook.
Ту же зеркальность Россия демонстрирует в отношениях с ЕС. В марте Европейский Союз ввел санкции против шести россиян — в том числе главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, генпрокурора Игоря Краснова, руководителей Федеральной службы исполнения наказаний Александра Калашникова и Росгвардии Виктора Золотова. В ответ МИД России в конце прошлой недели объявил о введении ограничительных мер в отношении восьми официальных лиц ЕС и стран, входящих в объединение. В черном списке спикер Европарламента Давид Сассоли, заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам ценностей и транспарентности Вера Юрова, член французской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы, докладчик по делу Навального в ПАСЕ Жак Мэр и другие. Всем восьмерым запрещен въезд в Россию.
Зеркально Москве пришлось отвечать и на недружественные действия стран восточной Европы — сначала чехи, а затем болгары обвинили Россию в организации взрывов на их оружейных складах и в наказание выслали российских дипломатов (чехи — 18, болгары пока ограничились двумя). В российском МИДе возмутились, выдворили 20 чехов и пообещали ответные меры болгарам.
Вообще, Прага и София нашли, о чем вспоминать — взрывы-то не вчерашние, а давно забытые. Речь о событиях 2014 года (это в случае с Чехией) и периоде с 2011 по 2020 годы (в случае с Болгарией). Кто старое помянет...
Впрочем, видимо, наступают новые времена: дипломатично закрывать глаза на те или иные эксцессы в отношениях с Россией ЕС больше не намерен. Складывается впечатление, что раньше спецслужбы в целом доброжелательно настроенных государств, выяснив те или иные неприглядные подробности о деятельности ГРУ на их территории, скрывали информацию, не давали делу ход, не хотели громких международных скандалов — было, что терять. Теперь, видимо, нечего.
Москва, впрочем, утверждает, что никаких диверсий никакое ГРУ и никакие Петров с Бошировым не устраивали. Враги все выдумали, а мы отвечаем зеркально.
«Россия реагирует, Россия будет реагировать», — сказал Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России.
Отношения портятся с невероятной скоростью — едва ли не каждый день становится известно об очередных внешнеполитических неприятностях. Нет, о грандиозных санкциях типа отключения России от международной межбанковской системы SWIFT всерьез, думаю, речь не идет — потому что Россия, как ни крути, остается важной частью глобального мира. Вести бизнес с Россией все еще считают нужным множество государств — в том числе и западной Европы, и Соединенные Штаты Америки. Не забываем про нефть, газ, алюминий. К примеру, газопровод «Северный поток-2», подозреваю, все-таки будет достроен. Иными словами, усложнять себе же жизнь Запад не будет. Но разрыв явно коснется всего того, что можно рвать.
Но постойте, минуточку! Почему же коллективный Запад пошел на обострение с Россией? Неужели просто потому что русофобы и Достоевского не читали?
«В отличие от вас, мы Достоевского читали», — заявила Захарова.
Мы-то читали и знаем, кто убил. В данном случае знаем, кто убить пытался. Ведь зеркальность зеркальностью, а важно все-таки вспомнить, как мы дошли до столь неприятного положения вещей. Мартовские санкции против высокопоставленных россиян были введены из-за отравления и преследования Алексея Навального. А апрельские санкции США — из-за хакерских атак на американские госструктуры и предприятия + попытки повлиять на настроения в обществе в предвыборный период. В Москве все это традиционно отрицают и предлагают — по примеру Владимира Путина — обнулиться.
«Очевидным шагом для того чтобы мы могли нормально работать стало бы обнуление всего того, что начал Обама, когда за пару недель о ухода с поста президента, хлопая дверью, срывая раздражения, арестовал российскую собственность, нарушая все Венские конвенции, выгнал российских дипломатов, мы долго терпели, между прочим», — сказал Лавров.
Вот, оказывается, с чего началось! С последних недель Обамы. Но позвольте! С чего это он так невзлюбил Россию (а на самом деле своего российского коллегу)? Как стал заядлым русофобом всего за восемь лет в Овальном кабинете? Ведь начиналось-то все с красной кнопки перезагрузки, с доверительных отношений с Медведевым (помните, они даже бургеры ели вместе, шутили, смеялись), с подписания важных соглашений и больших надежд.
Я напомню министру Лаврову, что именно он сейчас предлагает обнулить:
В декабре 2012 в США был принят закон Магнитского, названный в честь юриста Сергея Магнитского, доведенного до смерти в российской тюрьме. Закон вводил ограничительные меры в отношении причастных к гибели Магнитского, а позже был расширен и теперь направлен против тех, кто нарушает права человека в России. Москва оперативно ответила зеркально — так называемым законом Димы Яковлева, известным также как «закон подлецов», запрещающим усыновление российских сирот американцами. В 2013 Россия предоставила убежище американскому гражданину Эдварду Сноудену, обвиняемому на родине в шпионаже и краже государственной собственности. В 2014 Россия присоединила к себе Крым — территорию суверенного государства, тем самым нарушила международное право. В том же 2014 началась война в Донбассе, где роль России Соединенным Штатам (и не только им) представляется ключевой. И это не считая мелких конфликтов, демаршей и разборок.
Обнулить все это? Джозеф Байден конечно не готов. И да, у него есть однозначный ответ на вопрос о том, кто начал первым.
«Если Россия продолжит вмешиваться в нашу демократию, я готов пойти на дальнейшие действия в ответ», — сказал Байден.
Фото на превью: pixabay.com