Очередное российско-украинское обострение. Из Донбасса чуть ли не ежедневно приходят сообщения о нарушении перемирия. Есть погибшие с обеих сторон — с начала года, по данным ВВС, были убиты по крайней мере 15 солдат вооруженных сил Украины. Цифры сепаратистов противоречивы, и проверить их невозможно. Киев и самопровозглашенные ДНР и ЛНР обвиняют друг друга в провокациях.
В Донецке утверждают, что противник готовится к большой войне. В Киеве говорят, что к войне готовится Россия. У того могут быть разные причины — внутриполитические: приближение выборов, низкий рейтинг партии власти — из числа очевидных. С другой стороны, президент Зеленский не оправдал ожиданий Кремля. Вся его готовность к конструктивному диалогу с Москвой наткнулась на минские договоренности, которые стороны трактуют по-разному.
Сергей Щербина, главный редактор РБК-Украина: Главный камень преткновения в Минских соглашениях — это очередность выполнения их пунктов. Ввиду того, как трактует эти соглашения Россия, Украина сначала должна провести местные выборы на оккупированных территориях, а потом уже получить контроль над государственной границей. Украина же говорит о том, что сначала надо получить контроль над государственной границей, а затем проводить выборы.
Владимир Фесенко, политолог: Ведь не только Кремль разочаровался в Зеленском, Зеленский тоже разочаровался. Год он ожидал, что все-таки можно будет договориться с Путиным, с Россией в рамках трехсторонней контактной группы в нормандском формате...не получилось.
И если украинский лидер, чей рейтинг тоже упал ниже 25%, сдаст позиции в этом, наиболее болезненном для общества вопросе — с продолжением политической карьеры возникнут серьезные трудности. Пока Зеленский остается самым популярным политиком в стране, но парадоксальным образом усиливается пророссийская «Оппозиционная платформа — За жизнь» — ОПЗЖ — Виктора Медведчука.
Владимир Фесенко, политолог: Зеленский, учитывая ситуацию в переговорах по Донбассу, учитывая вот эту агрессивную компанию ОПЗЖ против него, и третий фактор — обострение военных действий на Донбассе, он пришел к выводу — терять нечего. И, соответственно, это, думаю, стало очень важной причиной того, что в начале февраля он заблокировал три медвечуковских канала, а потом ввел санкции против самого Медвечука. Вот это было фактически тоже объявление политической войны, но уже пророссийским силам в Украине.
В таких условиях главе государства нужно проявлять твердость и демонстрировать силу. Никакой гибкости не будет и со стороны России. О чем недвусмысленно намекает недавний визит главреда РТ Маргариты Симоньян в Донецк и активное обсуждение темы «возвращения» Донбасса в родную гавань на самом высоком уровне.
Маргарита Симоньян, главред RT: Россия, матушка, забери Донбасс домой.
Владимир Путин, президент России: Донбасс мы не бросим.
Владимир Фесенко, политолог: Здесь работает, с одной стороны, логика интересов тех политических сил в России, которые настроены имперски, шовинистически, которые считают Донбасс, и не только Донбасс, своим. Дай волю этим политическим силам — они завтра попытаются восстановить весь Советский Союз под российским флагом. Это их позиция, это их интерес. Я думаю, что часть этих политических сил таким образом пытается получить дополнительные электоральные баллы в преддверии выборов в Государственную думу. Насколько я знаю, там уже готовят некий блок политических сил, как раз с участниками военных действий на Донбассе. Так что это их интерес в первую очередь. Второй важный момент: надо учитывать — на Донбассе, на оккупированной части Донбасса, вот в этих двух сепаратистских республиках, там уже тоже есть разочарование. Они ведь уже семь лет в зависании, и ни туда, и ни сюда. Многие там считают: либо в Украину тогда уже, и будем пытаться как-то восстанавливать нормальную жизнь, либо возьмите нас назад в Россию. Поскольку там есть все-таки достаточно заметные, масштабные пророссийские настроения. Надо было этих людей, которые тоже оказались в недоумении, в определенном разочаровании: за что боролись — мы же боролись за присоединение к России, а в итоге нас никуда не берут. Вот надо этим людям было послать какой-то позитивный сигнал. Для этого Маргарита Симоньян и прочие товарищи приехали туда и сказали: Россия вас не бросит, — и сделали очередное обращение. Ну и Путин сказал: не бросим вас. Вот пока все будет обходиться паллиативами, в первую очередь это раздача российских паспортов. На присоединение этих территорий к России, я думаю, Путин не пойдет сейчас, в обозримой перспективе. Прежде всего потому, что это разрушило бы в полной мере всю конструкцию Минских соглашений и переговоров по Минским соглашениям. А для Путина они сохраняют свою значимость.
Кажется, это тупик. Так называемый Нормандский формат, включающий представителей Украины, России, Франции и Германии, не работает — встречи на уровне лидеров не проводятся с декабря 2019 года. В Москве утверждают, что предложений о саммите из Киева не поступает. «Контактов президентов России и Украины пока не планируется» — сказал 11 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. И тут же добавил: Кремль не видел плана мирного урегулирования ситуации в Донбассе. При этом в Киеве говорят, что такой план есть, а президент Зеленский открыт к обсуждению. Глава делегации Киева в контактной группе по урегулированию в Донбассе, первый президент Украины Леонид Кравчук заявляет, что переговоры в «нормандском формате» могут состояться в апреле, подготовка к ним ведется. Впрочем, это неточно. Важно, что Кравчук считает необходимым расширить «нормандский формат» и привлечь к работе в нем делегацию от США. Только так — говорит Кравчук — можно будет оказать давление на Москву.
Сергей Щербина, главный редактор РБК-Украина: Для Украины это, безусловно, было бы хорошо, и это бы очень сильно поддержало позицию Украины в ключевых вопросах, в частности — по контролю над государственной границей. И, конечно, это было бы серьезным усилением украинской переговорной позиции. Но у России на это, скорее всего, политической воли не будет. Как у России нет политической воли закончить войну, так и нет желания пускать Соединенные Штаты и усиливать тем самым позицию Украины.
Владимир Фесенко, политолог: Для нас идеал — это задача «максимум», — если американцы подключатся к «нормандскому формату», хотя все специалисты прекрасно понимают, что без согласия России это не произойдет. Но, как бывает и в политике, и на рынке: ты хочешь получить какой-то результат — выставляй цену повыше, поднимай ставки. Поэтому, думаю, все-таки главная ставка делается не на то, что США войдут в «нормандский формат» — это действительно маловероятно, а на то, что американцы вернутся к активному переговорному процессу.
И вот что касается США. У Вашингтона сейчас много своих проблем. Но администрация Байдена хочет и может заниматься Украиной активнее, чем это было при Трампе. О Донбассе 46-й президент Америки говорит с первых дней в должности, и нет сомнений, что Джо Байден, много раз бывавший в Украине, считает одним из ключевых внешнеполитических вызовов — восстановление территориальной целостности этого постсоветского государства. Ведь тут речь не только и, скажем прямо, не столько о судьбе Украины. Тут речь о Путине, с которым Байден обещал быть жестким и который считает Украину сферой своих интересов. Трамп это понимал и принимал, нынешний президент Соединенных Штатов, по всей вероятности, не примет.