От Литвиненко до Хангошвили: как громкие убийства противников Кремля меняют отношение Запада к России
Очередные сотрудники российского посольства в западном государстве объявлены персонами нон грата. На этот раз двое дипломатов выдворяются из Германии. Эта новость проходит в прессе как нечто совершенно рутинное, как сообщение о неурожае на Кубани, к примеру. Да, неприятно, но так бывает, идем дальше. Подождите! У нас серьезный международный скандал. Федеральная Республика Германия объявляет Российскую Федерацию причастной к убийству человека. Высылает представителей Москвы из Берлина. Чем не сенсация? Но мы привыкли, ничего нового.
Мы привыкли и к выдворению дипломатов — смотрите сколько их было за последние месяцы. Октябрь 21-го: 8 россиян высылают из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. Май: Северная Македония объявляет персоной нон грата российского дипломата. До того, в апреле, такое решение принимает Болгария. А за несколько дней до этого — Украина, Румыния, страны Балтии. Из Чехии весной выслали десятки российских дипломатов. В этом перечне государств есть и Польша, и Швеция, и, конечно, США.
Что касается обвинений в убийстве или попытке убийства, звучащих в адрес российского государства, то и здесь, что называется, никогда такого не было, и вот опять.
Вошло в историю дело Литвиненко — бывшего сотрудника ФСБ, которого 15 лет назад напоили чаем с полонием-210. Экс-офицер спецслужб, получивший в Великобритании политическое убежище, публично рассказывал о преступлениях, как он утверждал, силовых структур России. В частности, обвинял их в организации взрывов домов в Москве и Волгодонске. Александр Литвиненко умер в больнице 23 ноября 2006 года, а Скотленд-Ярд пришел к выводу, что убийство, вероятно, было организовано по заданию российских спецслужб и с разрешения президента Путина.
10 ноября 2012 года в той же Великобритании при подозрительных обстоятельствах скончался Александр Перепеличный, российский предприниматель. Он был информатором европейских следователей и Уильяма Браудера по делу Магнитского. По данным западных СМИ, в секретном докладе Агентства национальной безопасности для Конгресса США утверждалось, что с «высокой долей уверенности» убийство Перепеличного было санкционировано Владимиром Путиным.
Из недавнего — знаменитый Солсберецкий собор и его верные поклонники, Петров и Боширов. В марте 2018 года бывший сотрудник ГРУ, работавший с британскими спецслужбами, Сергей Скрипаль и его дочь Юлия отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок». Правительство Великобритании обвинило в попытке убийства российское государство: «Правительство пришло к выводу, что Россия с большой вероятностью ответственна за действия, направленные против Сергея и Юлии Скрипалей», — говорила Тереза Мэй, в тот момент занимавшая пост премьер-министра Великобритании.
Но в этот раз сложнее. Дело Зелимхана Хангошвили завершилось прямым обвинением в адрес российского государства в причастности к убийству человека на территории Европейского союза. Вот подробности кратко:
15 декабря суд в Берлине дал пожизненный срок без права досрочного освобождения россиянину Вадиму Красикову. Его признали виновным в убийстве бывшего чеченского полевого командира Хангошвили летом 2019 года. Убийца прибыл в Берлин через Францию и Польшу с поддельным паспортом на имя Вадима Соколова, выследил Хангошвили и застрелил его в парке в центре немецкой столицы. При этом Красикова-Соколова видели свидетели и его засняли камеры наблюдения. Убийцу удалось задержать в Берлине в тот же день. По сведениям издания The Insider*, Вадим Красиков связан со структурами ФСБ. Зелимхан Хангошвили был полевым командиром во время второй чеченской войны, воевал против российских войск, подчиняясь Шамилю Басаеву и Абу Валиду, а позже — Аслану Масхадову. В 2008 году собирал добровольцев из Панкисского ущелья для участия в боевых действиях на стороне Грузии против России. В России Хангошвили был объявлен в розыск еще в 2002 году по подозрению в терроризме. В Германию он уехал после того, как в 2015 году в Грузии на него было совершено очередное покушение. Федеральная прокуратура Германии выразила уверенность в том, что убийство политически мотивировано и заказано российскими государственными органами.
В Берлине, помимо уже принятого решения о выдворении дипломатов, грозят санкциями. В Москве обещают ответить. Дело об убийстве Хангошвили осложнило без того сверхнапряженную ситуацию в отношениях между Москвой и Берлином и шире между Москвой и Западом.
На российско-украинской границе все та же концентрация войск, разрядка не предвидится, никакие телефонные разговоры Путина с западными лидерами не меняют ничего по существу. В ЕС и США видят более чем реальную угрозу широкомасштабного вторжения в Украину. Россия продолжает утверждать, что лишь защищается от НАТО, который накачивает -— как здесь принято выражаться — Украину военной техникой и даже — цитата — «боевиками». Москва направляет в Североатлантический Альянс проект договора о гарантиях безопасности, который совершенно невыполним и скорее похож на издевательский. Вашингтон и Брюссель уже готовят новые пакеты ограничительных мер на случай прямой российской агрессии в Украине: «В настоящий момент нам следует сосредоточить внимание на Путине и его окружении. Ответственные за агрессию должны лично испытать на себе ее последствия, например, утратив возможность ездить на шопинг на Елисейские поля в Париже», — это новая глава минобороны Германии Кристине Ламбрехт, а вот новая глава МИД Германии Анналена Бербок: «„Северный поток“ не соответствует требованиям европейского энергетического права. И вопросы безопасности все еще не решены».
Бербок, только вступившая в должность, молодая и очень активная политик от партии «Зеленых», всегда была против прокладки «Северного потока-2». Но если бы не кризис у границ Украины, заявления о невозможности запуска ей бы вряд ли позволил делать новый канцлер. Сейчас Бербок получила возможность заблокировать газпромовский проект и лишить Путина дополнительных миллионов. Ведь странно давать разрешение на прокачку газа в обход Украины в момент, когда Россия угрожает Украине войной. Такого же мнения придерживаются многие влиятельные политики в Вашингтоне, поэтому «Северный поток» который месяц ждет окончательной сертификации и уже официально заявляется, что в январе 2022 запущен не будет.
Впрочем, хоронить газопровод рано. Даже несмотря на все очевидные политические факторы, сменивший Ангелу Меркель Олаф Шольц не забывает о пресловутом прагматизме: «Речь идет о проекте, в который были вложены частные инвестиции и реализация которого настолько продвинулась вперед, что сейчас уже лежит трубопровод. Рассматривается вопрос о его соответствии европейскому законодательству. Это решает, совершенно не руководствуясь политикой, ведомство в Германии».
В самой Украине с Шольцем, боюсь, не согласятся. Зеленский неоднократно выступал против газопровода и требовал от своих западных союзников защиты: «Я говорил о „Северном потоке-2“. Я считаю, что это оружие. И не замечать того, что это опасное оружие не только для Украины, но и для всей Европы, неправильно».
И пусть многие из числа западных союзников сейчас готовы внять мольбам Зеленского, канцлер неформального лидера ЕС Шольц настаивает: лучший выход из положения — это диалог, давайте реанимируем Нормандский формат: «С нашей стороны мы намерены сделать снова эффективным тот формат, который существует и с которым так связаны Германия и Франция — Нормандский формат».
Хотелось бы понять, в какой момент он был эффективным. В последний раз лидеры «нормандской четверки» — Украины, России, Франции и Германии — встречались в декабре 2019, 2 года назад. И это был полный провал. Есть надежда на подключение к Нормандскому формату Соединенных Штатов — возможно, Вашингтону удастся взбодрить порядком приунывшие стороны. Впрочем, если до сих пор не удалось — уж не знаю, что изменит формальное расширение состава участников дискуссии, которая давно и намертво в тупике.
И возвращаясь к германо-российскому обострению. Олаф Шольц — продолжатель дела своей предшественницы — не любитель радикальных шагов. Одновременно с этим он одобрил высылку российских дипломатов, а в случае войны точно поддержит самые жесткие санкции в отношении Москвы, равно как и размещение усиленной группировки войск НАТО в Восточной Европе. В критических ситуациях Путину удобно было беседовать с Меркель — за многие годы у власти они научились находить общий язык, тем более, что он знает немецкий, она говорит по-русски. Человеческий фактор немаловажен. Шольц русским не владеет, дружба тут вряд ли возможна. И если прямое вторжение в Украину все-таки состоится, душеспасительных бесед с Берлином не будет. Будет окончательно оформленное выдворение — нет, теперь уже не дипломатов — а всей страны, всей России из сообщества цивилизованных государств.
*По решению Минюста России The Insider включен в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента»
Фото: Christophe Gateau / DPA / TASS