«В такие дни мне невыносимо стыдно»: Екатерина Котрикадзе о погромах, гомофобии и мракобесии в Грузии
5 июля в Тбилиси должен был состояться марш представителей ЛГБТ-сообщества, однако организаторы приняли решение о его отмене в целях безопасности. С самого утра тысячи несогласных с проведением парада собрались в центре города, они ворвались в офис организации и устроили многочисленные потасовки и нападения, в результате которых пострадали 47 журналистов и несколько потенциальных участников мероприятия. Против парада выступили премьер-министр страны, глава МВД и представитель православной церкви. О гомофобии и мракобесии в Грузии — в своей колонке размышляет Екатерина Котрикадзе.
В Грузии попытались провести гей-парад. 5 июля в 18:00 представители ЛГБТ-сообщества и правозащитники должны были выйти на улицу в Тбилиси с мирным шествием. Но что-то пошло не так.
Точнее, понятно, что. Несколько тысяч так называемых консерваторов, защитников семейных ценностей, грузинские националисты — в основном глубоко верующие мужчины спортивного телосложения, некоторые в национальных костюмах (бедные, очень жарко же, но игра для них, видимо, стоила свеч) — с самого утра собрались в центре города со своим протестом. Конечно же, их протест выразился в насилии и ненависти.
Они ворвались в офис организаторов акции. Кроме того, они набросились на журналистов. 47 сотрудников СМИ получили травмы разной степени тяжести. Ранения в том числе и крайне серьезные. Ответственные за этот кошмар вполне конкретные.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили накануне выступил против прайда — мол, зачем обострять ситуацию в обществе? В том же духе высказался глава МВД. Полиция, которая по идее должна защищать граждан от озверевших психов, не пошевелила пальцем.
Но особого внимания, на мой взгляд, заслуживает позиция грузинской православной церкви — многие годы она остается наиболее авторитетным институтом в стране, и в целом от нее зависит судьба любой политической партии: поддержит патриарх — будет рейтинг, не поддержит — прощай, мандат. Надо ли говорить, что церковь с нынешней властью в чудесных отношениях? Для союза чиновников и церкви священная война с гомосексуалами — выход на более широкий ценностный разговор, отличный способ настроить общество против Европы с ее грехопадением и развернуть его в сторону такой же православной России.
И вот один из самых влиятельных священников страны, преподобный Шио призывает закрепить в законодательстве понятие оскорбления религиозных и национальных чувств. Ничего не напоминает? Приведу пару цитат от преподобного Шио:
«Сколько бы раз ни пытались провести подобные мероприятия, грузинский народ неизменно будет объединяться против этого»
«Они пытаются содомский грех назвать добром и достоинством. Наш народ и наша церковь никогда это не примут. Это — часть большой кампании, рассчитанной на то, чтобы отвадить народ от бога, наших традиций, церкви, чтобы случилось вырождение»
Я так понимаю, чтобы народ был ближе к богу, надо бить тех, чья вина заключается только в том, что они родились не такими, как большинство. Священники, требующие крови — что они знают о милосердии и принятии? Что они знают о любви?
Есть мнение, что проводить гей-парад не нужно, потому что прайд раздражает. Особенно раздражаются консервативные общества, такие, как на Кавказе. «Зачем лезть на рожон» — слышу я причитания сторонников тишины и стабильности. Но вот в чем дело: вы на самом деле защищаете тихое и стабильное унижение людей, чьи права имеют не меньше значения, чем ваши. Почему вы считаете, что можете жить как хотите, а кто-то не может, что вы лучше? Но вам в вашем уютном большинстве хочется, чтобы никто не громил витрины, чтобы не было криков и столкновений. Вам хочется, чтобы никто не трепал вам нервы. Или еще есть аргумент: пусть мракобесов просвещают осторожно, не наскоком, а чуть-чуть. Авось лет через сто геев перестанут громить. Но извините, так тоже не пойдет. Каждый человек хочет быть свободным прямо сейчас.
Грузия — моя страна, и в такие дни мне бывает невыносимо стыдно. Но я уверена, что вот это лицо Грузию не представляет. И гораздо быстрее, чем думает преподобный Шио, в Тбилиси пройдет такой же прайд, как, например, в Париже, или Тель-Авиве, или где угодно в нормальном, здоровом мире.
Фото: Shakh Aivazov / AP