«Мы вам не враги! Это ошибка». Интервью с президентом Бард-колледжа о признании вуза нежелательным в России

Эксклюзив Дождя
06/07/2021 - 18:53 (по МСК) Екатерина Котрикадзе
Поддержать ДО ДЬ

21 июня Генпрокуратура признала нежелательной организацией американский Бард-колледж. Вуз участвовал в создании факультета свободных искусств и наук СПбГУ, который возглавляет Алексей Кудрин. Главы Счетной палаты уже заявил о прекращении сотрудничества с колледжем. В заявлении Генпрокуратуры говорилось, что деятельность Бард-колледжа «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности» России. Неужели в вузе готовили будущих борцов с режимом? Екатерина Котрикадзе спросила у президента Бард-колледжа Леона Ботстейна.

Первый вопрос — об отношениях Бард-колледжа и российской образовательной системы. Как я понимаю, речь не только о Санкт-Петербургском университете; есть целая история, верно?

Да, прошло уже 25 лет. Это была идея, предложенная нашими российскими коллегами, чтобы в постсоветский период начать новые инициативы в российском высшем образовании. И нас попросили о совместной работе, предыдущий ректор университета Людмила Вербицкая была крайне увлечена этим. Идея была в том, чтобы создать программу свободных искусств, объединив российскую и американскую традиции, и сделать это на русском языке. Чтобы это была программа, которая даст новый путь студентам в России. 

Хорошо, а в чем заключалась основная идея, суть сотрудничества между вами и СПбГУ? Над чем вы работали?

Было две основных идеи. Первая — с российской стороны — заключалась в ином подходе к тому, как студенты начинают свое обучение в университете. Не просто в одной сфере, но двигаясь между сферами, чтобы им не нужно было замыкаться на одной программе, например, биологии или физике, или на одном предмете, но больше следовать англо-американской традиции, междисциплинарному подходу. С нашей точки зрения, это был способ привнести российский опыт в Америку: посредством обмена студентами, обмена преподавателями. Но особенно — сфокусироваться на русском языке, потому что это не было (как это часто происходит) американской программой на английском языке за границей. Это была американская программа на русском языке за границей. 

Почему на русском? В чем был…

Потому что Россия — обладательница одной из самых важных и значимых мировых культур и языков. Ее традиции в литературе, музыке (что относится к моей сфере), искусствах, истории, науках имеют мировую значимость. А нам в Соединенных Штатах нужно быть менее провинциальными, чем мы есть в отношении других традиций обучения. 

То есть дело не только в том, чтобы российские студенты учили что-то про американскую культуру и западную культуру, а наоборот? 

Другие выпуски