«Хулиган из подворотни». Почему Трампа не посадят за штурм Капитолия, но его политическая карьера на этом закончена
Что произошло с Америкой? Как самая мощная держава на планете докатилась до штурма здания Конгресса обезумевшими фанатиками? Виноват ли во всем президент Трамп? И чего еще от него ждать? Неужели карьере самого необычного президента в истории Соединенных Штатов — конец? Об этом — в колонке Екатерины Котрикадзе.
Когда Дональд Трамп пришел к власти в 2016-м, все ужасно удивились. Но больше всех удивился он сам — бизнесмен из Нью-Йорка, прославившийся строительством грандиозных отелей и убыточных казино, создавший себе репутацию суперуспешного дельца участием в телешоу.
Мало кто в США сомневался: Трамп решил ворваться в политику лишь для того, чтобы повысить ставки, предстать в неожиданном образе и выйти на качественно новый уровень монетизации собственного имени. И вдруг его отказ от всяких условностей, его наглость и хамство, его харизма понравились миллионам. Ну и с оппонентом повезло, чего уж там. Он победил Хиллари Клинтон на выборах, и все 4 года продолжал удивлять. Вошел во вкус. Нет лучшей монетизации имени, чем управление огромным государством. Трампу захотелось еще.
К концу предвыборной кампании 2020-го стало понятно, что Байден опережает Трампа. И пусть, умудренные опытом, мы не доверяли социологам, вероятность второго срока казалась низкой. Уже тогда эксперты, знакомые со стилем правления 45-го главы государства и люди из его ближайшего окружения прогнозировали: если Дональд Трамп проиграет, то сначала попробует биться в судах. Затем давить на выборщиков. В день инаугурации устроит перформанс с выдвижением своей кандидатуры на выборах 2024-го. Чего только не прогнозировали.
Все понимали, что будет шум, будут крики, непризнание итогов голосования, обвинения в фальсификациях, столкновения на улицах — это тоже легко было представить. Но штурм Капитолия? Сценарий совершенно невообразимый. Американские конгрессмены прячутся по кабинетам, а агрессивная толпа громит интерьеры исторического здания. Это ведь скорее про сериал Homeland («Родина»), который к 7-му сезону уже вовсю ругали за неправдоподобные сценарии. Теперь вновь подтверждается простая мудрость: жизнь круче любого кино.
Что произошло? 6 января в Конгрессе США должны были провести совершенно формальную процедуру: законодатели зачитывают письма от выборщиков, торжественно подсчитывают давно уже подсчитанные голоса, объявляют уже объявленное имя 46-го президента. Председательствует вице-президент.
Еще до начала этого древнего и довольно бессмысленного мероприятия Трамп собирает своих сторонников у Белого Дома.
Мы никогда не сдадимся. Мы никогда не признаем поражения, этого не будет. Нельзя признавать поражение, если у тебя что-то украли.
Выборы никто ни у кого не крал — американские суды отклонили иски юристов Трампа. Ни один суд не нашел оснований для серьезного разбирательства. Нет ни одного доказательства сколько-нибудь масштабных нарушений — наоборот, эксперты говорят, что голосование 3 ноября 2020-го прошло почти безукоризненно. Но своим верным поклонникам президент говорит: пойдем к Капитолию.
Мы пойдем к Капитолию, и мы подбодрим наших смелых сенаторов и членов Конгресса.
Толпа подтягивается к Конгрессу, оттесняет полицейских, начинает штурм, несколько сот фанатиков врываются в здание, там в течение четырех часов бесчинствуют, четыре человека погибают, в том числе девушка-участница атаки. В нее стрелял полицейский. Позже в больнице от полученных травм погибает один из стражей порядка. В тот же день, вечером, американские законодатели из принципа собираются вновь и утверждают Джозефа Байдена главой американского государства – 46-м по счету.
Демократы в Вашингтоне запускают процедуру импичмента.
Нэнси Пелоси, спикер палаты представителей США: «Президент осуществил ужасное покушение на нашу нацию и народ».
Чак Шумер, лидер демократов в сенате США: «Если бы там не было президента Трампа, этого бы не случилось. Легко и просто».
Дональд Трамп становится первым президентом в истории США, который будет подвергнут импичменту дважды. Зачем — спросите вы — эта бурная деятельность сейчас, когда до конца срока остается 8 дней? Затем, ответит вам спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, чтобы, как минимум, лишить Трампа возможности баллотироваться в 2024-м.
Технически нижняя палата Конгресса за оставшееся время вполне может успеть одобрить отстранение президента от власти, то есть провести собственно процедуру импичмента. Для этого законодателям нужно простое большинство — оно есть у демократов. Но дальше инициатива переходит в Сенат, там проводится аналог судебного разбирательства. Для признания президента виновным в тяжких преступлениях необходимы голоса двух третей сенаторов.
Обратите внимание: верхняя палата может осудить Дональда Трампа когда угодно, например, через 100 дней после вступления в должность нового главы государства. Демократы в Конгрессе считают такой подход правильным — им кажется важным не омрачать начало работы администрации Байдена выяснением отношений с проигравшим оппонентом. Если Сенат осудит Трампа, то между бывшим президентом и Белым домом вырастет «большая и красивая стена».
20 января в Вашингтоне состоится инаугурация Джозефа Байдена. На ней Трамп присутствовать не будет — таким образом, он нарушит еще одну американскую традицию. Что ж, думаю, Байден не то чтобы мечтал увидеться со своим предшественником в этот торжественный для будущего лидера США день.
Что будет с Дональдом Трампом теперь? Грозит ли ему уголовное преследование?
Начнем с того, что сам он, по данным ряда источников, рассматривает возможность самопомилования. Такого в истории страны никогда не было. Мы спросили у юристов, каковы в этом смысле возможности уходящего президента.
Терри Кампо, адвокат, специалист по избирательному праву США: «Министерство юстиции обнародовало свое мнение много лет назад, и оно состоит в том, что президент не имеет права миловать самого себя. Финального решения по этому поводу нет, поскольку мы никогда не оказывались в подобной ситуации!
Никто не видел вице-президента и президента в последние несколько дней, заявлений от них не было. Я подозреваю, что – как это случилось с Никсоном – сейчас ведутся переговоры, и Трамп ищет гарантий. Гарантий в том, что если он уйдет в отставку до конца срока, то его помилует вице-президент».
Марк Хейгер, писатель, адвокат, профессор конституционного права: «Если прокурор предъявит обвинения и Трамп стратегией защиты выберет самопомилование, то дело почти точно дойдет до Верховного Суда США. И там даже судьи-консерваторы, некоторые из которых назначены Дональдом Трампом, окажутся в трудной ситуации. Текст положения о помиловании говорит, что президент может даровать помилование. Даровать — значит одна сторона передает что-то другой, не себе. Так что, по моему мнению, шансы Трампа на успех невелики. Но очень велик шанс, что он попытает удачу.
Но! Помилование президента может касаться только дел, связанных с преступлениями против Соединенных Штатов, то есть федеральных преступлений. А Трамп находится под потенциально серьезным расследованием штата Нью-Йорк. Речь о банковском мошенничестве, мошенничестве со страховками, коммерческом мошенничестве, уклонении от налогов, подкупе, препятствовании правосудию. Прокуроры в Нью-Йорке – если дело у них сложится – предъявят обвинения. И самопомилование или помилование, предоставленное кем-то еще, от такого не защитят».
Но вообще совсем не факт, что Дональда Трампа будет за что судить или посадить. Обратите внимание. Russiagate ни к чему не привел — это был грандиозный провал демократов и всех врагов Трампа. Два с половиной года расследования доказали лишь то, что сговора команды Дональда Трампа с Россией не было. Ukrainegate — тоже фиаско. Демократы в Конгрессе устроили импичмент и проиграли.
Я уж не говорю о рассуждениях либеральной прессы и ее экспертов о том, что президент псих или слаб умом — волна подобных публикаций накрыла Америку в самом начале срока Трампа. Но Трамп прошел осмотры и проверки — он совершенно здоров.
И вот теперь драма, развернувшаяся 6-го января. Почти наверняка уходящему президенту ничего за это не будет. Да, он призвал народ отправиться к Капитолию. Но формально штурмовать Конгресс не просил. Более того, сам лидер протеста испарился после собственного выступления и никуда со своими фанатами не пошел. Дальше, уже во время погрома, он внял уговорам своих советников и записал короткий ролик с предложением к бунтарям разойтись. Тут же, правда, он напомнил, что у американского народа украли выборы и они имеют полное право злиться.
«Я знаю, каково вам. Но идите домой и идите с миром», — заявил Трамп.
То есть президент заводит толпу, провоцирует ее, но себя бережет.
Все разговоры о том, что 45-й лидер свободного мира будет отвечать перед законом, скорее всего, лишены смысла. Равно как и рассуждения о том, что Трамп идиот или безумец. Он расчетлив, умен и тонко чувствует свою аудиторию. Он работает прежде всего на малообразованную толпу, ненавидящую вашингтонскую элиту и чужаков.
Деталь — на митинге Трампа 6 января почти не было людей в медицинских масках. Отказ верить в средства защиты — характерная и показательная черта трамповского электората. Надо ли говорить, что смертность от ковида в США чудовищная. Например, в тот самый день 6 января в стране умерли почти четыре тысячи человек.
Дональд Трамп войдет в историю как один из самых безответственных, лживых и аморальных президентов Америки.
Как будут действовать миллионы обманутых им людей? Как Байден и его администрация будут налаживать с ними связь? И наладят ли? Впрочем, похоже, здравый смысл в США побеждает, и доказывает это не только победа Байдена на выборах. Республиканская партия фактически отказалась от Дональда Трампа. Конечно, есть исключения, но в целом, американские консерваторы в финале предпочли сохранить лицо.
И еще одно. Эпизод с Капитолием открыл совершенно поразительную для российского глаза картину: действующий президент, со всем своим весом, властью, административным ресурсом выглядит абсолютным хулиганом из подворотни. Он как будто швыряет камень в окно и быстро делает ноги, потому что в дело вступают закон и порядок (дада, те самые Law and Order, на которые так любит ссылаться Трамп). Хулиган не может мобилизовать армию или, не знаю, какую-нибудь спецслужбу, не может даже попытаться устроить переворот. А может только швырнуть камень в окно. Система — пусть местами ржавая — держится.