Афганистан под властью талибов. Как США это допустили и почему для России это подарок
Ликующие боевики с автоматами, сбежавший президент, паника и колючая проволока в аэропорту — за происходящим в Афганистане с недоумением и ужасом следит весь мир. Как понимать действия администрации Джо Байдена? Был ли у Вашингтона план? И есть ли у Вашингтона план Б? Разбиралась Екатерина Котрикадзе.
Если у нас оставались хоть какие-то сомнения относительно движения «Талибан» (признанного террористическим и запрещенного в России) и его идеологии; если мы, послушав представителей официальной Москвы, еще готовы были поверить, что в Афганистане кризис, но скоро ситуация нормализуется; если мы хотели махнуть рукой на эту далекую, малопонятную, нищую страну, приняв заверения в том, что у афганцев все отлично, ведь они получили то, чего сами хотели, то кадры из аэропорта Кабула все это перечеркнули. Обезумевшие, обреченные люди, в отчаянье цепляющиеся за шасси последних доступных самолетов.
Аэропорт Кабула — единственная территория, остающаяся под контролем армии США. Сюда Вашингтон эвакуировал свое посольство. От паникующего афганского населения американцы отгораживаются колючей проволокой, коммерческих рейсов в ближайшее время не предвидится — авиакомпании облетают Кабул.
Выходит, те, кто не хочет жить под властью «Талибана», брошены на произвол судьбы. Картинка из аэропорта — самое наглядное, совершенно обезоруживающее доказательство того, что в Афганистане — 38-миллионной стране — к власти пришли террористы, фанатики, исламские фундаменталисты. И им никто даже не попытался помешать. Они без боя взяли верх, президент Гани бежал, его приближенные приветствуют новую власть. Таковы последствия вывода американских войск и подразделений НАТО из страны. На улицах в срочном порядке закрашивают баннеры с женщинами без хиджабов, телеэфир очищен от развлекательных программ и фильмов. Для «Талибана» нарушение норм шариата карается по всей строгости. Под запретом, например, музыка и музыкальные инструменты, изобразительное искусство, компьютеры и Интернет, шахматы, белая обувь (белый — цвет талибского флага). Мужчина обязан носить бороду, а женщина, разумеется, не человек — работать ей нельзя, равно как и появляться в общественных местах без мужа или родственника мужского пола.
Талибы начинают строить свое государство, которое обязательно будет закрыто от внешнего мира, большинства независимых журналистов и цивилизации. Как в такой ситуации не предположить, что Афганистан станет убежищем для головорезов всех мастей? Главный вопрос, которым сейчас задаются все: как американцы могли это допустить?
«Американские войска не могут и не должны сражаться и умирать на войне, в которой афганские силы не хотят сражаться сами. Я глубоко огорчен теми фактами, которые мы теперь видим. Но я не жалею о своем решении закончить военные действия США в Афганистане», — прокомментировал ситуацию Джо Байден.
Еще на прошлой неделе президент Байден заявлял, что о принятом решении не жалеет. Он давно к нему шел. Принципиальная позиция Байдена заключается в том, что безусловный приоритет — это жизни американских военнослужащих. Остальное — второстепенно. Миссия Соединенных Штатов в Афганистане выполнена, так что страну пусть контролируют афганцы — есть же армия, есть президент. Ужас в том, что эти армия и президент оказались мыльным пузырем, который лопнул от укола зубочистки.
Республиканцы в американском Конгрессе называют происходящее унижением. Лиз Чейни, член Палаты представителей США, сказала следующее:
«Дело не только в том, что такое развитие событий уже прогнозировали. Всех уже предупредили, что так произойдет. Дело в том, что мы создали ситуацию, в которой прямо перед двадцатой годовщиной трагедии 11 сентября сдаем Афганистан террористической организации, частью которой была Аль-Каида , когда планировала атаки на нас. Это непростительно, это опустошает и у этого будут последствия не только для наших людей в Афганистане, не только для самого Афганистана, не только для войны и террора, но шире — для роли Америки в мире, где наши противники теперь могут угрожать нам. Уже этим утром наши союзники задаются вопросом: можно ли рассчитывать на нас хоть в чем-то? Это не конец войны. На самом деле это ее сохранение навеки.»
Для Лиз Чейни этот провал еще и личный удар. Ее отец — Дик Чейни — был вице-президентом, когда в 2001 году США приняли решение о вторжении в Афганистан в ответ на теракты 11 сентября. Именно тогда, 20 лет назад, американские войска свергли «Талибан», правивший в Афганистане, и заставили Аль-Каиду вместе с Осамой Бин Ладеном бежать в горы Пакистана — террорист № 1 в 2011-м был убит. Но движение «Талибан» продолжало существовать, наращивать силы и единомышленников. Разгромить его полностью, как говорят эксперты и солдаты, воевавшие в Афганистане, было невозможно из-за специфики региона и совершенно фантастической способности талибов выживать даже в самых невыносимых условиях.
Всё, что могли американцы, — это обеспечивать статус-кво, сохранять нынешнее положение вещей. Если бы Байден оставил в Афганистане хотя бы минимальный контингент — то, по крайней мере, Кабул бы не пал.
Вообще, в последнее время в стране оставалось лишь 2,5 тысячи американских солдат, то есть большая часть уже была выведена. На пике, в 2011-м, военнослужащих армии США было больше ста тысяч. В февраля 2020-го года, при Дональде Трампе, когда в стране были расквартированы 13 тысяч военнослужащих, Вашингтон объявил о заключении соглашения с «Талибаном».
Документ, вызвавший тогда недоумения у ряда экспертов и военных (потому что это договор с террористами) предусматривал уход американцев, переговоры боевиков с местной властью и наступление мира — для афганцев, многие из которых вообще никогда не жили без войны — это должно было стать началом новой, счастливой эпохи. Примерно за год 10 тысяч американских солдат вернулись домой, и вот эти оставшиеся военные обеспечивали относительную стабильность. Джо Байден назвал трамповскую сделку невыгодной и пожаловался, что она поставила талибов в выигрышное положение. Но 1-го мая вывод войск продолжил, несмотря на недовольство Пентагона и Генштаба.
Эта война — самая долгая в истории Америки и самая дорогостоящая. Затраты министерства обороны и Госдепа превысили 800 миллиардов долларов. И это не считая десятков миллиардов, потраченных на поддержку и обучение местных вооруженных сил. Некоторое исследователи утверждают, что и эти суммы занижены и истинная стоимость войны в Афганистане приближается к двум триллионам долларов.
Но самое страшное — это человеческие жертвы. За годы конфликта Штаты потеряли около 2,5 тысяч военнослужащих, почти 4 тысяч американских подрядчиков, убиты больше тысячи солдат из других стран-членов НАТО и 72 журналиста. Зачем все это было — задается вопросом западная пресса. И не только она. Пентагон, военное командование, были против вывода войск еще при Трампе. К двадцатой годовщине главной американской трагедии — а именно эта дата была принципиальной для Байдена в контексте вывода войск — хвастаться Вашингтону нечем. Зато для Москвы происходящее — настоящий подарок. Во-первых, российский МИД теперь с гордостью демонстрирует всему миру свою дальновидность: пока все с талибами воевали, мы с ними вели переговоры и даже приглашали в Москву (тот факт, что Россия считает «Талибан» террористической организацией, господину Лаврову не помеха).
Ну, а во-вторых (и в-главных), афганская драма — это идеальный повод в очередной раз порассуждать о недееспособности американских инструкторов, констатировать слабость позиций НАТО, пожав плечами сделать выводы о бездарной американской дипломатии. Любое поражение Америки — это победа для российской власти, ведь именно США — единственный достойный соперник и уважаемый враг в глазах Кремля. А тут победа вдвойне ценная, учитывая советский опыт. И вот уже спецпредставитель Владимира Путина по Афганистану напоминает: после того как страну покинула армия СССР, Кабул держался.
Афганистан и до нынешнего кризиса не был местом, пригодным для жизни, уж простите мне эту прямоту. Глобальный индекс миролюбия — его составляют уважаемые эксперты из разных стран — называет Афганистан самым опасным государством на земле. Война и террор на регулярной основе убивали там гражданское население, в том числе детей. «Талибан» никого не жалеет, и террористической организацией Совбезом ООН признан за дело.
Теперь, когда талибы контролируют страну, возникает вопрос о том, как взаимодействовать с террористами. Подозреваю, что для большинства стран Запада ответ — «никак». Ну, а Россия продолжит общаться с запрещенным движением, потому что под настоящим запретом у нас структуры Алексея Навального, «Открытая Россия», Бард колледж и прочие «экстремисты». Талибы в число таковых не входят.
*Решением Верховного суда России движение «Талибан» признано террористическими и запрещено на территории РФ
Фото: Zuma / TASS