Триллион на спасение регионов — хватит ли этих денег и про кого власти забыли? Объясняет Наталья Зубаревич

27/05/2020 - 16:11 (по МСК) Богдан Бакалейко

Восемь трлн рублей — столько правительство потратит на спасение российской экономики, выяснила газета «Ведомости». Официального документа пока нет, издание ссылается на источники в правительстве. И вот что стало известно: деньги будут тратить на протяжении двух лет. Шесть триллионов рублей возьмут из бюджета (интересно, за счет каких статей). Расходы российского бюджета в этом году 20 трлн, а профицит изначально закладывали в 900 млрд. Сейчас в профицит уже сложно поверить, а вот будут ли какие-то траты сокращать — вопрос. И помимо этого, два трлн направят в экономику в качестве инвестиций на инфраструктуру. Здесь речь о мегапроектах — дорогах и мостах, таких, как «Транссиб» или скоростная трасса из Москвы в Казань. Эти проекты финансируются в том числе за счет ФНБ. Других инвестиций в общем-то сейчас сложно ожидать. Из позитивного — на поддержку пострадавших отраслей направят сразу полтора триллиона рублей, а на помощь регионам еще триллион. Хотя ранее Владимир Путин на региональные бюджеты обещал всего лишь 200 млрд — половину из которых уже распределили. Согласно документу, больше всего дотаций получил Татарстан — 13 млрд, Кемерово — девять млрд, Башкортостан — восемь млрд. Меры поддержки российских регионов Богдан Бакалейко разобрал с профессором географического факультета МГУ Натальей Зубаревич.

Наталья Васильевна, добрый день, я вас приветствую.

Здравствуйте.

Ну вот сразу вопрос. Очевидно, двести миллиардов, которые изначально анонсировал Владимир Путин на поддержку регионов, было недостаточно, а вот триллиона хватит?

Погодите, двести выделили в начале апреля. Сейчас, в первой декаде мая, еще сто, и то, что сейчас на сайте правительства опубликовано, это раскладка по этим ста миллиардам. Это как бы пояснение. Второе. Не хватит, конечно, не хватит. И размер дыры в бюджетах субъектов федерации будет больше триллиона. Это еще рассчитывала Высшая школа экономики, центр развития, они называли цифру 1,3 триллиона рублей. И судя по тем суммам, которые вы назвали сейчас, двести сначала, сто потом. Только не ясно, триллион вообще, с учетом этих предыдущих выплат, или плюс еще триллион? Вот если плюс еще триллион, то это хорошо.

А вот то, что прогнозируется дыра в бюджетах региональных больше триллиона, это какие-то предварительные цифры, они будут еще пересматриваться или это уже окончательная оценка?

Что значит «оценка»? Когда прогноз был окончательной оценкой? И ситуация меняется, мы не знаем, что у нас будет осенью с этим коронавирусом. Это, при определенных вводных, модельные расчеты Высшей школы экономики, но они умеют считать, как бы они закладываются на то, что второй квартал кризисный, а выход будет медленным. И потеряют, в первую очередь, доходы свои бюджеты относительно развитых и развитых регионов, потому что первая и самая тяжелая потеря это налог на прибыль, он в апреле «полетел» на 30% в целом по всем субъектам, за апрель только, не за январь-апрель, а именно за апрель, НДФЛ тоже посыпался неплохо, минус 14%. Поэтому разные регионы, с разной структурой доходов бюджетов, но легче всего, скажу сразу, высокодотационным, вот как трансферты шли, они как жили на эти трансферты, так более-менее и будут жить. А все, кто посильнее, поздоровее экономика, они испытывают большие сложности.

То есть те, кто раньше были донорами, сейчас будут страдать. Давайте по регионам конкретно, какие регионы сейчас уже видно, что больше всего пострадали? Из того документа, вот сто миллиардов, которые выделяли, там Татарстан, Кемерово, Башкирия. Вот насколько объективна поддержка в первую очередь, самыми большими суммами, именно этих регионов?

Первый вопрос, пострадали, не называйте слово «доноры», доноры это те, кто не получает дотацию на выравнивание всего лишь. Регионов, которые вообще ничего из федерального центра не получают, не существует, все получают какую-то часть, малую или очень большую. Теперь про эти несчастные сто миллиардов. Я посмотрела потери бюджетов по данным Федеральной налоговой службы, это только те налоговые доходы, которые она администрирует, без трансфертов, и сравнила с тем, что дали регионы. Смотрела только на апрель, но я должна предупредить, пожалуйста, имейте в виду, что поступление налога на прибыль, оно очень неравномерно, оно идет по кварталам рассчитывается, и в один квартал могут навалить, в другой будет перерасчет, поэтому все эти цифры относительные.

Итак, вот я сделала баланс, кто получил больше, чем потерял за апрель 2020 к апрелю, только вот месяц в месяц, к апрелю 2019. Таких регионов семь. Больше получил, чем потерял, Татарстан, ему дали 13 с лишним миллиардов, а потерял он по апрелю 11 с небольшим. Больше получил Башкортостан, потеря 6,5, а получили 8, но там у них есть непростая история с выплатами дивидендов «Роснефтью», там надо разбираться. Так же в плюсах, но, конечно, с гораздо меньшими цифрами, Удмуртия, Ульяновская область, Карелия. Хакасии добавили, но там чудовищная бюджетная ситуация, просто чудовищная. И Кемеровской области добавили аж 9 миллиардов, у нее потери 7,5. Вот таким образом семь регионов закрыли свою дыру по апрелю.

Вторая группа регионов, их очень немного, у которых более-менее баланс, плюс-минус небольшая разница. Это Ярославская, Архангельская, Белгородская области. Двадцать один регион получил в два раза меньше, чем потерял в апреле, среди них такие крупные как Краснодарский край, Пермский край, Свердловская область. Но есть еще более серьезные бедолаги, которые получили сильно меньше того, что потеряли, таких регионов аж двадцать девять. И у меня там есть большой вопрос, почему так мало компенсировали Калужской области, прямо десятую часть от потерянного? Но я еще скажу, Минфин считал не по одному году 2019, а он брал среднее за 2019 и 2018 годы и сравнивал с 2020, там может, в автомобильных регионах может сильно «гулять» налог на прибыль. Очень мало компенсировали Республике Коми, процентов 27, очень мало Оренбургу, треть, и Красноярскому краю вообще копейки, чуток компенсировали, а у него потери очень большие, 18 миллиардов.

Двенадцать регионов не получили ничего, просто их нет в этом списке, и у меня по этой части тоже есть вопросы. А почему Мурманской ничего не добавили, у нее потери 4 с лишним миллиарда только за апрель? Владимирской ничего не добавили, тоже есть вопросы, и вот так если посмотреть… Иркутской ничего не добавили, а у нее 1,5 миллиарда потерь. И вот таких регионов двенадцать.

И наконец последние две группы. Первая, у которой доходы росли, потому что это специфика расчета налога на прибыль. Их, таких орлов, только четыре, это Якутия, Ханты-Мансийский округ, Ленинградская область и Чукотка. Там как бы все в плюсах и ничего добавлять, потому что расчет идет по итогам конца прошлого года, тогда жили совсем по-другому. Теперь кто не получил правильно и не должен был получить, это самые наши могучие федеральные города. Хотя Москва потеряла очень круто, но у нее есть запас, а Санкт-Петербург потерял 20 миллиардов, пока ему ничего не компенсировали, я полагаю, что попозже будут разбираться. Ничего не получила Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ, а он потерял 43 миллиарда только за апрель, но там опять же специфика расчета налога на прибыль. И Сахалин минус 20 миллиардов, им не дали ничего.

И наконец, группа тех, кто настолько высокодотационный, что уже ребята, ну как-то вот сидите уже спокойно. И вы их всех знаете, это Чечня, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, и как бы я поразилась, Крым. Крыму не добавили, и это фантастика. Севастополю, правда, немножечко приподкинули. Вот такая интересная картинка, но еще раз, это апрель, смотреть надо по кварталу. Вот мы будем понимать размеры разрушений, масштабы разрушений, когда выйдут данные и налоговой службы, и Федерального казначейства за второй квартал, потому что вы же прекрасно понимаете, восстановление быстрым не будет, поэтому провал обеспечен. И для меня самая хорошая новость в вашей передаче состоит в том, что федеральные власти все-таки, хоть с опозданием, но начали выделять субъектам деньги. А иначе просто уже бюджетники могли остаться без заработной платы.

Вообще, а вот можно как-то спрогнозировать эти масштабы трагедии? Возможно ли такое, что у нас появятся регионы-банкроты, может быть, в этом или в следующем годах, все-таки регионы занимают деньги, в том числе. Реален ли такой сценарий?

Не реален. Субъект Федерации банкротом быть не может, это раз. Во-вторых, если вам добавляют основательно трансферт, что очень хорошо, значит, вам не надо идти на рынок и занимать у банков, или идти по минимуму. Все очень боялись роста долгов субъектов Федерации, они и так очень большие, вместе с муниципалитетами, региональный долг и муниципальный суммарно по началу года был 2,4 триллиона рублей. И дальше в кабалу, как-то в нее залезли во время выполнения зарплатных указов, и как-то с большим трудом из нее вылезали. И вот то, что добавляют трансфертов, это для меня это еще один хороший знак, если это реально будет триллион, что меньше будут залезать в долговую кабалу. И потом, ну пожалуйста, уберите из вашего лексикона слово «банкрот» применительно к субъекту Федерации, он не корпорация, он не предприятие, ну поймите, пожалуйста.

Постараюсь. Но тем не менее, вот вы перечислили всего, получается, 50 регионов, которые недополучили деньги. Если все-таки прогнозировать, возможен ли такой сценарий, что у нас сократится число регионов-доноров, и если да, то как изменится тогда вообще экономическая карта, экономическая картина России?

Если бы вы смотрели передачи Дождя под названием «Деньги. Прямая линия», вы бы узнали, что название регион-донор это эвфемизм, это такая мягкая глупость, потому что это ровно те 12, 13, 11, 10 регионов, год от года по-разному, которым не выделяется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Все другие формы федеральной помощи они многие получают. Поэтому забудем про доноров, ладно? Пожалуйста. Второе, федеральная власть сейчас будет распечатывать, раньше, позже, в разных формах, Фонд нацблагосостояния, это раз, и она будет занимать на рынке, будет выпускать облигации Федерального займа. Вот из этих суммарных средств и будут финансироваться трансферты субъектам Федерации. В какой мере, будут ли любимчики? Будут, кому-то дадут раньше и больше, кому-то позже и меньше. Я вам показала свои вопросы относительно раздачи. Но еще раз, это сто миллиардов. До этого, как разделялись двести апрельские, мы просто не знаем. Поэтому эта система помощи должна быть по объему больше, это медицинский факт, и она должна быть прозрачной, а вот тут у меня большие сомнения. И кстати, могу сказать, что публикация вот этой раскладки по деньгам на правительственном сайте, это очень хорошее дело, которое позволяет нам, экспертам, смотреть, задавать вопросы и говорить, когда вот правильно — да, все правильно. Потому что тем, кому не дали, там есть четкая группа, те, у кого был большой доход, раз, те, кто богат, два, как-то справится, и третьи те, кто сидит на трансфертах уже совсем, им как бы особо, переживут тоже. Вот это правильный подход, я вижу его и подтверждаю. А по остальным есть много вопросов.

Последний вопрос, по поводу независимости регионов. Владимир Путин проблему пандемии отдал на региональные власти. А вот с экономической точки зрения, если бы у регионов было больше финансовой независимости, как вам кажется, получилось бы регионам самостоятельно решать свои вопросы, без какой-то федеральной поддержки такой масштабной?

Нет, не получилось бы, потому что у подавляющего большинства регионов существующая налоговая база недостаточна для того, чтобы самим прокормиться. Даже если отдать полностью налог на прибыль, сейчас 3 процентных пункта берут в федеральный бюджет, немножко полегчает, но сильно не поможет. У нас есть дюжина регионов, которые точно проживут сами, если бы у них еще НДС не забирали, а он равен по объему, а то и больше, НДФЛ, то жили бы совсем хорошо, но НДС федеральный налог. Суть не в этом, суть в том, что вот сейчас, в эту коронавирусную тяжелую ситуацию, регионы столкнулись с жутким вызовом, у них летят вниз доходы, а федералы очень долго, что называется, думали, и как и сколько поддерживать. Ведь не от хорошей жизни Московская область по факту отменила карантин, потому что у нее дыра в бюджете за апрель. И если они еще посидят на карантине, а уверенности, что федералы помогут вот здесь и сейчас, и немедленно, особой ни у кого не было. Только Москва, и слабее, но все же Тюменская область и Сахалин, потому что и у того, и у другого посыпались тоже очень сильно доходы, вот три субъекта, которые на свое могут продержаться. У всех остальных такой, что называется, «жировой прослойки» не существует, поэтому ускоренный выход из карантина это не про движение коронавирусной инфекции, а про состояние бюджетов и экономики субъектов Российской Федерации. Увы, это так.

Спасибо большое, Наталья Васильевна. Будем надеяться, что получится спасти все регионы и как-то спасти экономическую ситуацию.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски