Доллар опустился ниже 70 рублей. Надолго ли это, и при чем тут ОПЕК+ и протесты в США

01/06/2020 - 16:21 (по МСК) Богдан Бакалейко

Рубль в первый день лета укрепляется и показывает максимумы с начала марта. 69 рублей и примерно 70 копеек сейчас дают за доллар на рынке. Евро тоже идет вниз до 77 рублей и 44 копеек. При этом нефть марки «Брент» последние дни держится фактически на одной отметке 37 долларов за баррель. Но и она может вскоре пойти вверх. 1 июня стало известно, что страны ОПЕК+ уже в этот четверг обсудят дальнейшее сокращение добычи. Экстренное заседание стран-экспортеров нефти прошло в начале апреля на фоне резкого падения цен до 19$ — тогда страны договорились о сокращении добычи сразу на 10 млн баррелей в сутки. Что значит новое соглашение и что будет с рублем в ближайшее время, мы обсудили с Сергеем Суверовым, инвестиционным стратегом Управляющей компании «Арикапитал».

Сергей, добрый день.

Добрый день.

Собственно, вечный вопрос — что с рублем? Действительно это на новостях о ближайшей встрече ОПЕК+ рубль укрепляется или еще есть какие-то факторы?

Естественно, укрепление рубля было связано с ростом цен на нефть, который наблюдался в последние недели, это главная причина. Кроме того, как известно, все ждут от Центрального банка России снижения ключевой ставки сразу на 100 базисных пунктов, и поэтому наблюдается спрос нерезидентов на ОФЗ, что также способствовало росту рубля. И наконец сегодня вообще снижается индекс доллара на фоне протестов в США, то есть доллар падает практически ко всем мировым валютам, и рубль тоже стал бенефициаром. Но главная причина, естественно, это оптимистичные прогнозы в отношении цен на нефть, не только сделка ОПЕК+ помогает, но главным образом то, что потихонечку смягчаются карантинные меры во всем мире, и это ведет к росту спроса на углеводороды. Спрос растет не только в Китае, что уже в общем-то привычно, но также и в США, и в Европе, этот рост спроса вкупе с сокращением предложения ОПЕК+, естественно, стабилизировало цены на нефть, которые, весьма вероятно, подойдут уже на 40 долларов за баррель уже в июне, а может быть, даже и выше. Что касается рубля, то пока он в общем-то действительно пробил важную психологическую отметку в 70 рублей за доллар, и если нефть продолжит дорожать, то еще какое-то укрепление рубля возможно. Но с другой стороны, если цены на нефть уйдут уже на 45, допустим, долларов за баррель, то могут вернуться на рынок некоторые производители нефти, которые ранее законсервировали свои мощности. Мы знаем о рисках банкротств сланцевых компаний в США, об ограничении добычи в Канаде, в других странах, вот если нефть снова вырастет, то часть производителей может вернуться на рынки, это очень является таким большим риском цен на нефть.

Да, я так понимаю, большой риск, в том числе, и из-за позиции России, потому что когда Россия в марте выходила из очередных соглашений по ОПЕК+, она в общем-то хотела как-то захватывать рынок и увеличивать добычу нефти. И как я понимаю, с 1 июля есть такие тоже планы у России увеличивать добычу нефти, если экономические показатели будут нормальными и нефть будет расти дальше. Действительно это может быть? Вообще, как может закончиться следующая встреча стран ОПЕК+ с учетом того, что мы сейчас видим в экономике?

Действительно, чем выше цены на нефть, тем выше соблазн не соблюдать условия сделки ОПЕК+, но я бы не только о России говорил, но и о Саудовской Аравии, которая тоже фактически ведет двойную игру, то есть, с одной стороны, она говорит, что на бумаге она сокращает добычу, с другой стороны, направляет нефтяную армаду в США и проводит по-прежнему политику демпинга на рынках Китая, Европы и устремляется, в том числе, и на американский рынок. Российская позиция, что как бы бремя сокращения добычи должна нести не только Россия, но и другие страны, прежде всего Саудовская Аравия, которая должна не только на бумаге сокращать добычу, но и в реальном выражении. Но пока все-таки сделка соблюдается примерно на 90%, это высокий уровень соблюдения. Но посмотрим, какова будет позиция России, конечно, мы хотели сохранить и даже увеличить свою долю рынка, поэтому наверное, Россия будет еще думать, стоит ли в таком же жестком формате продлевать это соглашение. Поэтому как бы 100% вероятности на продление сделки на данный момент нет, потому что действительно Россия пока раздумывает.

То есть, есть вероятность того, что Россия снова сможет выйти из всех соглашений, не продлевать те соглашения, которые были?

Я думаю, что все-таки Россия должна понимать, что сокращение добычи ведет к стабилизации нефтяного рынка, но риски есть, допустим, что не будет такого же жесткого продления сделки еще на два месяца, потому что согласно прежним договоренностям, добыча нефти должна сокращаться, но в меньших объемах с течением времени. Вот Саудовская Аравия предложила сократить столь же жестко добычу еще на два месяца, но вот пока Россия думает. Я думаю, что о полном выходе из сделки речи не идет, то есть Россия все равно будет участвовать в том или ином формате ОПЕК+, но может не согласиться на столь же жесткие продления сокращений добычи на еще достаточно продолжительный срок.

Сергей, вот хотелось бы узнать, как вы оцениваете, как Россия проходит вот этот карантинный период, вот эти два месяца? Появились недавно новости, что деловая активность в Китае восстанавливается. Сегодня «Тинькофф Банк» сообщил, что вот малый бизнес в мае тоже практически дошел по оборотам до февральских показателей. Может быть, вот тот карантин, которого все боялись и предрекали, что после него будет какой-то большой кризис, все-таки это не так страшно было все для экономики?

Российская экономика по-разному переносит этот кризис, этот карантинный период. Понятно, что проблемы отразились прежде всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, но многие компании сферы услуг, особенно кто работает в туризме, в гостиничном бизнесе, в ресторанном, в салонах красоты, у тех действительно большие проблемы, и я думаю, что на рынок вернутся далеко не все. Но у крупных системообразующих компаний дела тоже ухудшились, но все-таки не критично, поэтому каких-то банкротств системообразующих компаний или каких-то больших проблем у этих крупных компаний, наверное, не будет, то есть они, конечно, ужмут пояса, но не объявят о каких-то чрезвычайных мерах. Но у малого и среднего бизнеса, мне кажется, все равно ситуация достаточно тяжелая, и даже Центральный банк говорит о том, что вероятен рост дефолтов в компаниях как раз малого и среднего бизнеса. У банков, понятно, что тоже достаточно большие проблемы, не зря крупные банки отложили решение о дивидендах, даже такие в общем-то крупные банки, как Сбербанк. Наверное, будут расти резервы, наверное, ухудшится качество активов. Кроме того, как известно, Центральный банк снижает ключевую ставку, падают вообще процентные ставки, а низкие процентные ставки это не очень хорошо для банковской деятельности, потому что маржинальность банковского бизнеса в условиях низких процентных ставок, она тоже в общем-то сокращается. Но тем не менее, мне кажется, что крупные игроки смогут пережить этот кризис, чего не скажешь о многих других компаниях.

При этом нужно помнить, что малый и средний бизнес не такую большую долю в российской экономике имеет, видимо, этим и руководствуются в правительстве, когда в общем-то берегут деньги на поддержку каких-то крупных компаний на случай, если с ними что-то произойдет. Теперь давайте про Центральный банк. 19 июня Центральный банк должен опять собираться по поводу ключевой ставки, пересмотра ключевой ставки. Сейчас у нас ставка 5,5%, и то, что мы слышали от Центрального банка, от Эльвиры Набиуллиной, в дальнейшем будет так же снижаться ключевая ставка. Вы здесь что прогнозируете? Может ли рубль потерять позиции на вот таких новостях? И до каких пор вообще Центральный банк в этом году может снизить ключевую ставку?

Центральный банк уже дал достаточно ясный сигнал рынку о том, что собирается снизить ключевую ставку в июне на 100 базисных пунктов, то есть на 1%. Правда, это было заявление сделано какое-то время назад, подтверждений этому последние дни не было, но тем не менее, рынок и особенно игроки на ОФЗ ждут снижения на 100 базисных пунктов, до 4,5%. Но в то же время глава Центрального банка Набиуллина сделала тоже важное заявление, что совет директоров Центрального банка не поддерживает решение о том, чтобы реальные процентные ставки ушли в отрицательную зону. С учетом того, что Центральный банк прогнозирует инфляцию примерно на уровне 4%, то наверное, ключевая ставка теоретически не может опуститься ниже 4%. Поэтому, наверное, уровень 4% и является в общем адекватным нынешней ситуации, хотя есть вариант, что монетарные власти могут снизить прогноз по инфляции, уже это сделало Министерство финансов, поэтому если инфляция будет ниже 4%, то возможно, что ключевая ставка станет, допустим, 3,5%. Но это, наверное, самый радикальный прогноз. Дело в том, что снижение ключевой ставки до таких больших масштабов несет риски, в том числе, и для банков, потому что вкладчики депозитов могут просто забрать деньги, если ставки по депозитам опустятся, допустим, до 3%, то есть получается риск потери ликвидности у этих денег, и они могут прийти в банки и забрать эти деньги с депозитов, переложить их просто в кэш. Поэтому этот тоже сценарий не очень устраивает Центральный банк, и это является одним из тормозов для того, чтобы как-то слишком рьяно снижать ключевую ставку в России. Но все-таки, я думаю, 3,5-4% этот тот уровень, который видится в общем адекватным в условиях того, чтобы реальные ставки не были в отрицательной зоне.

Да, и чтобы при этом экономика России начала рост, несмотря на все это дело. Давайте подведем итоги. То есть ключевая ставка 3,5-4%, нефть в ближайшее время может дойти до 40 долларов, если ничего сверх того, что мы прогнозируем, не произойдет, например, Россия снова не выйдет из сделки ОПЕК. И ваш прогноз на ближайшие две недели? Я понимаю, что прогноз дело неблагодарное, но тем не менее, в ближайшие недели две по рублю, что с ним будет?

Рубль зависит в основном от уровня цен на нефть. Если нефть продолжит рост и уйдет к 40 долларам или выше за баррель по сорту Brent, то мне кажется, есть вероятность, что рубль может укрепиться примерно до 68 рублей за доллар. Хотя, конечно, риски есть, если, допустим, все-таки произойдет какой-то форс-мажор, вот что-то произойдет в мире, например, ухудшатся сильно американо-китайские отношения, произойдет новый кризис в отношениях Вашингтона и Пекина, это вызовет снижение аппетита к риску и в том числе ударит по рублю. Ситуация достаточно рискованная, но все-таки базовый прогноз, что какое-то небольшое укрепление рубля еще возможно, хотя по концу года надо быть осторожным тем, кто играет в рубль, потому что риски снижения рубля во второй половине года тоже остаются.

Спасибо большое. Перспективы российской валюты обсуждали с Сергеем Суверовым, инвестиционным стратегом управляющей компании «Арикапитал». Это была программа «Коронавирус. Деньги». Оставайтесь на Дожде.

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски