Зачем Бастрыкин заставляет детей читать книгу про комсомольцев

Олег Кашин о том, почему школьная литература важнее любых выборов
03/06/2016 - 18:26 (по МСК) Олег Кашин
Поддержать ДО ДЬ

В четверг, 2 июня, Александра Бастрыкина, главу Следственного комитета, приняли в Союз писателей России. На встрече с новыми коллегами он предложил вернуть в школы роман «Молодая гвардия». Олег Кашин объясняет, почему это так важно для Бастрыкина.

На встрече с руководителем Союза писателей Валерием Ганичевым руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин поддержал идею вернуть в школьную программу роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», отметив при этом, что литературе отводится одна из главных ролей в воспитании патриотизма — цитирую по пересказу представителя СК Владимира Маркина.

Такие новости, непредставимые совсем недавно, еще десять или пять лет назад, не говоря уже о девяностых годах, сегодня звучат и выглядят вполне рутинно, и никто уже не удивляется тому, что генерал Бастрыкин, чей художественный опыт до сих пор был ограничен соавторством в нескольких учебниках, книгой об убийстве Кирова и ролью консультанта в перестроечном кинофильме «ЧП районного масштаба» о нравах комсомольских работников, теперь стал таким корифеем всех искусств и в промежутках между возбуждением уголовных дел и аппаратными войнами он то принимает Бориса Гребенщикова, а то с писательским начальством обсуждает, как скорректировать школьную программу.

На этой встрече, кстати, Бастрыкина еще приняли в Союз писателей, и теперь, наверное, можно шутить о славном пути русской литературы от Боборыкина до Бастрыкина —но не спешите смеяться, это вы еще о трехтомнике Путина не слышали, который сегодня презентуется на Красной площади.

Руководитель репрессивного ведомства, добивающийся включения в школьную программу старой книги про комсомольцев — если вам это кажется абсурдом, то вы, наверное, просто пропустили все, что происходило в России в последние годы. С точки зрения нынешних порядков в России абсурдом было бы как раз, если бы Бастрыкин ничего не говорил про литературу и про поэзию, а занимался бы только своими следовательскими делами в рамках своих законных полномочий.

Когда Бастрыкин становится писателем и литературоведом, это совсем не странно — он ведь уже стал влиятельным политиком, одним из лидеров неформальной партии силовиков, борцом с оппозицией, политическим мыслителем — почему бы теперь ему не стать писателем? Это неизбежное свойство всех таких режимов — разобравшись со своими текущими суетными делами, генералы всегда начинают интересоваться прекрасным, и генеральские кабинеты становятся тем местом, где решается судьба национальной культуры.

«Молодая гвардия» наряду с «Как закалялась сталь» Островского и «Матерью» Горького — это такой очень одиозный символ позднесоветской школы, в которой не было «Братьев Карамазовых» или «Тихого Дона», зато были краснодонские подпольщики или Павка Корчагин, насыпающий махорки в тесто священнику. Собственно, эта школа и вырастила поколение тех, кому за сорок, в том числе и самого Бастрыкина, и иногда кажется, что все свое представление о правильном государстве, каким должна быть Россия, это поколение и до сих пор черпает именно из тех книг, которые они проходили в школе, и ролевые модели наших нынешних генералов надо искать вот в тех старых книгах среди царских жандармов, гестаповцев и полицаев, выписанных советскими авторами как такое гротескное карикатурное зло.

Бастрыкин говорит, что «Молодая гвардия» — это роман о патриотизме, но вообще хочется поспорить и с этим. Это прежде всего роман о самом его авторе, вот о таком человеке, воевавшем в гражданской войне и написавшем о ней неплохую повесть, за которую его как бы вознаградили, но именно как бы, потому что должность писательского начальника, которая ему досталась, стала для него персональным адом, и в этом аду было все, о чем оставлены какие-то многочисленные килограммы мемуаров — и пьянство, и подписи под согласиями на аресты писателей, и визиты к умирающему Михаилу Булгакову, и творческую беспомощность, казалось, отступившую во время войны, но потом вернувшуюся в сопровождении многочисленных рецензентов из ЦК, этих Бастрыкиных сороковых годов, благодаря которым та самая «Молодая гвардия» переписывалась столько раз, что на обложку рядом с именем Фадеева стоит поставить имена всех цензоров во главе со Сталиным, которые, конечно, были полноправными его соавторами.

В 1956 году Фадеев, как известно, сделал то, о чем запрещает говорить Роскомнадзор, и, в общем, все его творчество и биография балансирует на грани Роскомнадзора. Если Александра Бастрыкина сейчас трогает именно такая литература, ему стоит задуматься, все ли в порядке у него самого, и не плывет ли за ним море китов. Но вообще, повторю, здесь нет абсурда, нет скандала, нет противоречия. Школьная программа по литературе — это самое политическое, что вообще есть в школе.

Перечень книг, с помощью которых воспитывается нация — это гораздо важнее любых выборов или законов. Логично, что такие списки составляют именно политики. Логично, что в нынешней России в роли этих политиков оказываются силовики. Бастрыкин, составляющий школьную программу по литературе — это очень честно и откровенно, гораздо лучше анонимных литературоведов из академических институтов или Минобрнауки. Форма должна соответствовать содержанию, а за содержание у нас сейчас отвечает именно Бастрыкин. Ну а та литература, которую Бастрыкин не любит, а люблю я или вы — пусть она и останется нам, а не ему. Ему Фадеев, нам все остальное.

Другие выпуски