«Обе стороны добились чего хотели»: Олег Кашин о дебатах Навального и Гиркина

22/07/2017 - 19:27 (по МСК)

20 июля прошли дебаты между Алексеем Навальным и Игорем Стрелковым, притом оба персонажа имеют как ярых поклонников, так и резких критиков. Олег Кашин решил поделиться тем, что знает о Гиркине из личного опыта, чтобы внести ясность в то, кого из себя представляет военный."Стрелков в Крыму играл роль такого доброго следователя":

Теперь к дебатам Навального и Стрелкова — мне, как человеку, который в разное время очаровывался обоими, трудно быть объективным, поэтому давайте так. Я понимаю, что среди зрителей Дождя поклонников Навального несопоставимо больше, чем поклонников Стрелкова, поэтому я сейчас буду его адвокатом. Я совсем немного был знаком со Стрелковым, это было в Крыму весной 2014 года, и я потом читал интервью Стрелкова о том, как он лично захватывал симферопольский аэропорт и здание парламента полуострова — и вот этому я совсем не верю. Аэропорт и парламент захватывали наши десантники, а Стрелков на полуострове действительно был, но он был таким скорее консультантом, которого, например, не пустили на переговоры с командующим украинскими ВМС Денисом Березовским о переходе на сторону России — с украинским адмиралом говорил российский адмирал, а Стрелков — как и я — тихо ждал завершения переговоров на улице. При этом Стрелкова всюду сопровождал охранник, приехавший с ним из Москвы парень, отслуживший в Чечне, а старший товарищ Стрелкова политтехнолог Александр Бородай, который там тоже был, ходил без охраны.

Стрелков в Крыму участвовал в переговорах с украинскими военными, причем он играл роль такого доброго следователя, когда злым следователем были российские военные, сразу начинавшие с угроз, а Стрелков уговаривал, объясняя, что украинского государства больше нет, присяга недействительна, и надо делать выбор. В каком статусе он там был — я писал той весной, что они с Бородаем представляли интересы российского олигарха Константина Малофеева, который в формате частно-государственного партнерства помогал российским властям разбираться с Крымом как бы не от имени государства. Мне кажется, точно такой же была роль Стрелкова в Донбассе — он не выполнял приказов российского государства, не был его представителям, а действовал в рамках того мандата, который еще на этапе Крыма получил от Кремля Малофеев. Я об этом писал, но настаивать на этой версии не имею права, в суде я ее не докажу — просто хочу сказать, что мне она кажется более реалистичной, чем то, что о Стрелкове принято говорить на Украине и в лояльных ей российских кругах. Украинцы называют Стрелкова террористом, но его деятельность, как и деятельность всех сепаратистских лидеров Донбасса, не подпадает под словарное определение терроризма — эти люди участвовали в войне, но они же по факту стали властью на отвоеванных у Украины территориях. Террористы не занимаются пенсиями, паспортами и отопительным сезоном. Впрочем, Стрелкова это касается в последнюю очередь — из круга сепаратистских лидеров Донбасса его удалили одним из первых, и, поскольку он был очень популярен в известных кругах в то время, многие от него ждали какой-то политической карьеры в Москве. И вот этой карьеры мы так и не увидели. Кто такой Игорь Стрелков? Скучный отставник с довольно дикими представлениями об устройстве мира, автор монологов про Ротштльдов и Рокфеллеров, заслуженный реконструктор, военный историк того распространенного типа, который принято называть «камрад». Странный человек из недавнего прошлого, одинаково не заслуживающий ни тех злых слов, которые о нем говорят враги, ни тех добрых слов, которые говорят поклонники.

Также по теме
    Другие выпуски