«„Спящие“ мне понравились больше, чем „Дурак“»: Кашин о новом сериале Быкова про ФСБ

13/10/2017 - 22:12 (по МСК) Олег Кашин
Поддержать ДО ДЬ

На «Первом канале» состоялась премьера шпионского триллера Юрия Быкова «Спящие». Олег Кашин, который любит отсматривать «первоканальные блокбастеры» объяснил, почему новое творение Быкова лучше нашумевшего ранее «Дурака».

Уже с очень давних пор, когда по «Первому каналу» показывают какой-нибудь новый российский сериал, я превращаюсь в кинокритика. Я писал о «Крике совы», об «Однажды в Ростове», о сериале «Кураж», об «Оттепели», много о чем еще, и те рецензии кажутся мне вполне удачными, но настоящего кинокритика из меня, конечно, не вышло бы — я вообще много лет воюю с таким явлением, которое я называю искусствоведческим подходом, и именно этот искусствоведческий подход у нас в постсоветской культурной журналистике восторжествовал, у нас принято кино, книги, музыку оценивать прежде всего с точки зрения узкоспециальных художественных критериев, как это называется — «про буковки», если речь идет о книгах, и, видимо, про кадр, когда речь идет о кино. А мне искусство, прежде всего массовое, интересно с общественно-политической точки зрения. Такой пример из серии «деды воевали» — поэт Симонов может быть каким угодно средним поэтом, и Ахматова несопоставимо более велика, но в войну вся страна учила наизусть именно Симонова, и художественные критерии отступают — именно средний поэт определил настроение и характер общества в те годы. И в начале десятых, когда музыкальные критики находили каких-то гениев альтернативной музыки, героями моих колонок были Стас Михайлов и Ваенга, потому что именно они, а не Иван Дорн, стали голосом России этого времени, и чтобы понять страну, надо знать наизусть песню «Все для тебя», я на этом настаиваю.

По этой же причине я, который не смотрел ни одного эпизода «Игры престолов», всегда жертвую своим и без того коротким сном, чтобы посмотреть очередной первоканальный блокбастер в восьми сериях. На этой неделе это были «Спящие» — шпионский триллер Юрия Быкова по сценарию Сергея Минаева.

Режиссер Быков — я о нем услышал позже настоящих кинокритиков. Года три назад, когда вышел фильм Звягинцева «Левиафан», в прокате появился и фильм Быкова «Дурак», на который я бы и не обратил внимания, если бы люди в моей ленте в соцсетях не начали бы писать, что Звягинцев, конечно, хорошо разоблачил власть, но у Быкова в «Дураке» это получилось лучше. Поскольку я, мне кажется, понимаю, что фильмы Звягинцева совсем не про власть, это меня уже насторожило, но я пошел смотреть «Дурака». Первая мысль у меня была — «а какие еще сериалы снимал Быков?» Я с этой фразы начал свою рецензию, имея в виду, что фильм «Дурак» — это, конечно, совсем не кино, а такая довольно прямолинейная публицистика, которой в этом фильме несопоставимо больше, чем собственно кино, и еще это неуклюжее посвящение Балабанову и кадры, снятые «под Балабанова», и песня Цоя — ну, в общем, какое-то шоу «Кактус», если вы понимаете, о чем я. Один мой товарищ со мной согласился, и мне понравилась его формула — «Дурак» это такое кино, которое при президенте Навальном будут крутить по «России-1» каждые выходные.

И теперь тот же режиссер Быков по сценарию одиозного Минаева снимает сериал о связях российской оппозиции и ЦРУ, такая уже не программа «Кактус», а «Анатомия протеста», пересказанная сериальным языком. Моя лента в фейсбуке пестрит проклятиями в адрес режиссера-предателя, а режиссер, пока он не удалил свою страничку — а он ее удалил, — оправдывался в том духе, что трагедия в Одессе, в доме профсоюзов, заставила его изменить взгляды и снять именно такой сериал-предостережение. Помня, я продолжаю на этом настаивать, о незаслуженном успехе «Дурака», я немножко, конечно, злорадствую, но могу сказать, что «Спящие» мне понравились больше, чем «Дурак» — знаете, современники тоже смеялись над дубовыми диалогами и дурацкой интригой в сериале «ТАСС уполномочен заявить», с которым все сравнивают «Спящих», но в наше время «ТАСС» ведь стал таким ностальгическим советским сериалом, который стоит в одном ряду с «Большой переменой» или «Местом встречи» — вот и в России президента Навального, наверное, по каналу «Ностальгия» мы будем смотреть сериал, в котором есть и герой, списанный с Навального, и с теплотой вспоминать путинские времена, когда, конечно, было плохо, но ведь и порядок был, и главное — мы были молоды.

Вот что я думаю, но рецензия на «Спящих» у меня скорее ругательная. Она вышла, как и все мои тексты, на сайте Репаблик.

Даже в исполнении режиссера, не хватающего звезд с неба, художественное осмысление пропагандистских паттернов — дело всегда рискованное. То, что привычно звучит в новостях и политических ток-шоу, в художественном произведении, законы которого сильнее кремлевских установок, окажется фальшивым и глупым. Искусство, даже если речь идет о самых низких жанрах, всегда будет проверкой для идеологии, и было бы странно, если бы эклектичная система преувеличений и умолчаний, заменяющая нынешнему Кремлю идеологию, прошла такую проверку.

Оценивать пропагандистский потенциал «Спящих» трудно — чтобы донести до широкой аудитории опасность «украинского сценария», есть множество более эффективных и дешевых телевизионных способов; громоздкое кино в этом смысле всегда проиграет политическим ток-шоу и новостям. Гораздо более важным кажется его психоаналитический эффект для Кремля — вот посадить перед телевизором того же Сергея Кириенко, или Антона Вайно, или самого Путина, показать им все серии подряд и спросить: сами-то вы в это верите? «Спящие» — подробная экранизация страхов и иллюзий российской власти, по крайней мере теоретически позволяющая ей самой ужаснуться тому, как у нее все запущено.

Другие выпуски