В начале ноября хоккеист Александр Овечкин объявил о создании общественного движение Putin team (команда Путина). В Кремле инициативу звезды НХЛ поприветствовали, затем стало известно, что одобренная в АП идея принадлежит не самому хоккеисту, а движение станет частью избирательно кампании Путина. В своей колонке Олег Кашин рассуждает, зачем на самом деле Кремлю нужны Овечкин и другие звезды, записывающиеся в «Команду Путина».
В новогоднюю ночь 2000 года Владимир Путин, только что получивший из рук Бориса Ельцина высшую власть, полетел в Грозный — шла вторая чеченская война, и это было самое логичное, чтобы предвыборная кампания Путина стартовала именно там, среди солдат федеральных сил, которые на самом деле и были настоящими его агитаторами и доверенными лицами. Вместе с Путиным в Грозный прилетела его тогдашняя жена Людмила — чуть позже он о ней скажет, что она за ним «увязалась», — и двое его земляков, Михаил Боярский и Александр Розенбаум. Когда или если в России откроют музей Владимира Путина, то статуи Боярского и Розенбаума в этом музее стоит поставить у самого входа, потому что это были первые звезды шоу-бизнеса, которые оказались готовы поделиться с новым президентом своей популярностью.
Остальные себя ждать не заставили. Уже через несколько недель на еще том, старом НТВ Евгений Киселев собрал нескольких деятелей искусства, согласившихся стать доверенными лицами Путина. Константин Райкин говорил, что принял это решение, потому что его тронуло, что Путин познакомился с женой на концерте его отца Аркадия Райкина, то есть такая романтическая версия. А Марк Захаров ничего романтического не рассказал, зато сказал, что ему позвонили из администрации президента и сообщили, что надо поучаствовать.
Прошло восемнадцать лет, и, хотя «звезда за Путина» — это теперь такая очень массовая профессия, в главном ничего не изменилось — у одних есть романтическая история о том, как и почему он от всей души принял решение стать агитатором, а другие, хоть и не сознаются, что им позвонили и попросили, но это и не нужно, догадаться обычно очень легко. Есть звезды, которых вообще не надо упрашивать — тот же рэпер Тимати сам везде будет говорить, что его лучший друг это президент Путин. И есть люди, по которым как-то сразу видно, что им позвонили и попросили.
Хоккеист Овечкин производит впечатление именно такого человека. Состоявшийся на Западе человек, звезда американского хоккея, фигура, благополучие которой никак не зависит от отношений с Кремлем — один Овечкин в роли агитатора весит как десять Тимати или даже больше. О том, что он создает Putin Team, Овечкин написал неделю назад в своем инстаграме, но еще в начале сентября чья-то заботливая рука тихо зарегистрировала доменные имена putinteam.ru и putinteam.com, и два месяца идея «команды Путина», наверное, путешествовала среди разных знаменитостей в поисках той первой звезды, к которой можно будет пристроиться.
«Ведомости» пишут, что за Putin Team стоят пиарщики из «ИМА-Консалтинг». Если это правда, то это очень логично, эта фирма всегда работает на власть в предвыборных кампаниях. И это вообще самая очевидная предвыборная логика, чтобы привлекать популярных людей к агитации за нужного кандидата. У нас принято считать, что такие проекты всегда преследуют единственную цель — освоение бюджетов, но это слишком вульгарный социологизм, потому что у каждого осваивателя бюджетов есть своя система ценностей, взглядов и представлений о прекрасном. И у кремлевских пиарщиков тоже всегда есть какие-то другие мотивации, кроме денег.
Но, давайте честно, если сравнивать популярность Александра Овечкина и Владимира Путина, то шансов у Овечкина нет — это скорее Путину нужно за него агитировать, объясняя тем, кто не интересуется хоккеем, что Овечкин хороший парень, и нужно радоваться его успехам. На девятнадцатом году царствования Путина глупо искать знаменитостей, которые могут сделать его более популярным — Путина и так все знают, а если не все любят, то эта проблема тоже решается совсем не с помощью хоккеистов. Я не хочу сказать, что Путин в рекламе не нуждается — нуждается, конечно, но реклама Путина сама по себе давно превратилась в мощную индустрию, и, строго говоря, из рекламы Путина состоит все новостное и политическое вещание федеральных телеканалов, Кремль у нас главный рекламодатель.
Зачем же тогда нужен Овечкин и другие спортсмены, записывающиеся в «команду Путина»? Конечно, это агитация, но совсем не такая, чтобы воспринимать ее буквально. Здесь главный посыл не в том, что популярный хоккеист может призвать своих фанатов голосовать за Путина. Здесь важнее демонстрация способностей власти, которая, привлекая Овечкина к агитации, сообщает россиянам — смотрите, сколько у нас денег и возможностей, смотрите, какие у нас длинные руки. Даже Овечкина, который живет и преуспевает в Америке и может себе позволить не участвовать в российском балагане — даже его мы смогли сделать агитатором, мы все можем, сопротивление бесполезно.
Агитация такого рода убедительнее любых прямых призывов проголосовать. Овечкин, агитирующий за Путина, призывает прежде всего смириться с тем, что все уже решено, и что Путин будет всегда.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.