Ошибка Учителя: почему Поклонская теперь может делать с режиссером все что угодно
Кинорежиссер Алексей Учитель, подписывая весной 2014 года знаменитое обращение деятелей искусства «в поддержку позиции президента по Украине и Крыму», едва ли думал, что Владимир Путин присоединяет к России не только Крымский полуостров, но и персонально Наталью Поклонскую, которая спустя два с половиной года станет депутатом Госдумы и инициатором атаки на фильм Учителя «Матильда» вплоть до прокурорских проверок недомонтированной картины. Но дело, конечно, не в Поклонской. Если бы было надо, обошлись бы и без нее.
Это просто такая парадоксальная логика отношений власти и интеллигенции — художники почему-то считают, что подпись под верноподданным письмом может защитить их от будущих гонений, а на самом деле всегда получается наоборот. Расписываясь в лояльности, интеллигент расписывается в том, что с ним можно делать что угодно. А вот если не расписываться, то наоборот, с властью можно разговаривать на равных — именно так получилось у Константина Райкина, который на днях вышел победителем из спора с Минкультом примерно на ту же тему, на которую Поклонская сейчас спорит с режиссером Учителем.
Не думаю, что Поклонской самой комфортно сейчас в роли радикальной думской консерваторши — она в этой роли только осваивается, и до тех высот, которых в свое время достигали ее великие предшественницы Елена Мизулина и Ирина Яровая, Поклонской еще далеко. Конечно, и она в дни присоединения Крыма меньше всего думала о том, что в своем новом отечестве ей предстоит быть главной поклонницей Николая II и главной его защитницей от излишне откровенных кинорежиссеров.
Крым присоединили к России только однажды, а Поклонскую, получается, два раза — первый раз вместе со всем полуостровом, а теперь одну — в Госдуму. А одной тяжелее переживать это превращение. Прокурор южной республики по российским меркам — фигура эпическая, такой почти феодал местного масштаба, а что такое в России депутат? Думские краеведы обращают внимание, что при распределении кабинетов в здании Госдумы Поклонской как молодому новичку достался маленький тесный кабинетик в самом непрестижном конце коридора высотки в Георгиевском переулке. Бросили в пучину и велели выплывать, как может. А в современной России карьера депутата Государственной думы может быть только такой — чтобы не пропасть, надо превратиться в самую одиозную персону, вечного героя газетных заметок об очередном запрете или еще какой-нибудь людоедской инициативе.
Поклонская выбрала царя, или Поклонской посоветовали выбрать царя. И Николаю II, святому новомученику и страстортерпцу, честно говоря, не позавидуешь — она ведь так и будет теперь эксплуатировать его, превращая убитого императора в лом, которым она, Наталья Поклонская, будет вырубать для себя место в российском политическом ландшафте. Весной многих удивило, как она вышла в колонну «Бессмертного полка» с портретом царя в руках — то ли еще будет. Алексей Учитель попался под руку, но, может быть, ему еще повезло, что это случилось уже сейчас, пока Поклонская только учится — то есть фильм могут и запретить, зато, по крайней мере, режиссера не посадят и не убьют.
Это странный принцип власти, которая переваривает все, что бы ей ни попалось. Присоединение Крыма с этим пафосом «возвращения домой», образ Поклонской (если помните словосочетание «няш-мяш»), убитый царь — российская власть умеет перемешивать все в однородную массу того же цвета, которым выкрашен фасад здания Государственной думы, и никаких светлых пятен эта однородность не предусматривает. Мы не знаем, какой была настоящая Поклонская, когда она еще жила с украинским паспортом, но мы видим ее сейчас — начинающего госдумовского монстра, на наших глазах учащегося произносить слова «запретить», «прокурорская проверка» и «угроза национальной безопасности». В своих интервью времен присоединения Крыма Поклонская рассказывала, как загадывала на Новый год желание, чтобы Крым вернулся на родину. Но вряд ли она и сейчас, спустя два с половиной года, понимает, чем ей самой пришлось заплатить за это возвращение. Стоимость входного билета в российскую власть или даже в ее орбиту именно такая - превращение, после которого на человека можно смотреть только с ужасом, как в страшном кино.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.