Образец для России: Кашин о том, почему власть не вмешивается в истории с извинениями перед выходцами с Кавказа

16/12/2017 - 02:42 (по МСК) Олег Кашин
Поддержать ДО ДЬ

Олег Кашин поговорил о новом сложившимся тренде публичных извинений перед выходцами с Кавказа и объяснил, почему власти эти конфликты идут на руку и она в них не вмешивается. 

Даже тот ОМОН, который приехал спасать (и спас) ТНТ от погрома, скорее всего, смог приехать только потому, что решение принималось на уровне дежурного районной полиции, а если бы с канала позвонили с просьбой о помощи куда-нибудь повыше, там бы решили не совершать никаких резких движений и присылать ОМОН не стали бы, позволив возмущенным телезрителям разобраться с каналом на месте. Эта особенность федеральной политики в отношении этнократий отлично монтируется с другой кремлевской склонностью, со всей полнотой проявившейся в последние годы. Власть в России не просто не боится архаизации, но явно к ней тяготеет и культивирует ее, поощряя всевозможные игры в оскорбленные чувства и традиционные ценности. В известном смысле кадыровская Чечня и подражающие ей регионы — это не эксцесс федерализма, а скорее желаемый образец для всей остальной России. Тот порядок, который установился на Кавказе, где люди боятся произнести лишнее слово, выглядит как доведенная до совершенства федеральная мечта, чтобы рты затыкались не с помощью скучных полицейских, судебных или, скажем, роскомнадзоровских скандалов, а как бы сами собой, то есть чтобы люди без лишнего напоминания сами боялись произнести или сделать что-то не то. В этом направлении Россия уже продвинулась на очень заметное расстояние, и нет никаких оснований думать, что направление может как-то смениться. В этом смысле каждый хулиган, силой заставляющий извиняться очередного блогера или артиста, объективно работает на Кремль, и было бы странно, если бы власть считала это проблемой и пыталась с нею справиться.

Неравноправие граждан в зависимости от «региональной» (на самом деле этнической) принадлежности и вседозволенность тех, кто равнее других, разумнее всего считать не отдельной проблемой, а системным свойством существующего государственного и политического устройства. Кому это нравится, тот пускай надеется на как можно более долгую эпоху путинской стабильности. Тем же, кого ужасает практика публичных унизительных извинений, стоит понимать, что так будет всегда, пока существует нынешняя система.

Другие выпуски