Альянс маленьких диктатур: Олег Кашин о корпоративной мести рэперу Хаски и Мите Алешковскому

Колонка Олега Кашина
23/11/2018 - 12:05 (по МСК) Олег Кашин

В новой колонке Олег Кашин рассуждает об аресте рэпера Хаски в Краснодаре. Несмотря на общественный резонанс вокруг этой темы, художнику в этой истории мстит лишь часть системы, и нельзя считать музыканта врагом государства, полагает автор.

Сто лет назад я брал интервью у вошедшего в протестную моду Нойза МС — он рассказывал мне свою биографию, которая состояла из каких-то основанных, как тогда говорили, на позитиве фестивалей молодежной культуры, и я в своей статье над ним посмеивался, писал, что это удивительно — человек прожил нулевые, вообще не заметив ни одного марша несогласных, зато фестивалей «Сникерс Урбания» в его жизни было слишком много, и вот что же — нам, политизированной общественности, вы теперь предлагаете считать его своим героем, моднее Лимонова? Пройдет какое-то время, и Нойз в Волгограде назовет местных милиционеров «животными с кокардами», те обидятся, посадят его в изолятор на десять суток, и с того момента его биография синхронизируется с культурой протестного движения, каким оно стало в начале десятых — у них митинг «За честные выборы», и у Нойза «За честные выборы», у них украинские флаги, и Нойз поет под украинским флагом, у них неприятие милитаризма, и Нойз выступает на минобороновском «Нашествии», передавая со сцены привет «министерству нападения», и черт его знает — может быть, «Сникерс Урбания» в этом смысле чем-то даже лучше, зачем нам еще один протестный интеллигент.

Совершенно не хочу пророчить исполнителю Хаски политическую оппозиционную судьбу — было бы грустно видеть его на форумах «свободной России» или на акциях типа «Он вам не Димон», но это ведь и так скорее невозможно — политическая судьба этого артиста уже включает в себя и публичные симпатии к Новороссии, и нашумевший трек «Пора валить» с Захаром Прилепиным и много всего еще довольно четко маркированного вплоть до работы в передаче «Минаев Лайв» в свое время. Когда люди таких взглядов вступают в конфликт с российской полицейщиной, в некоторых кругах принято злорадствовать, но вообще-то нет, злорадствовать нельзя будет, даже если под полицейскую дубинку попадет условный Никита Михалков. Но нет здесь поводов и для обобщений формата «государство против художника».

Как и в том давнем случае с Нойзом, и еще во многих случаях, связанных не только с артистами, но и с другими людьми — в голову тут в числе первых приходит автомобильный активист Эрик Давидыч, — здесь мы имеем дело с именно корпоративной обидой полицейского ведомства, и это важно: Хаски не враг государства, на Хаски просто обижены полицейские и эшники, а российское государство сейчас вполне такое корпоративистское, и его части обладают гораздо большей автономией, чем все привыкли думать. История Хаски отлично рифмуется с историей Мити Алешковского, поссорившегося с «Аэрофлотом» и встретившего в связи с этим довольно грубую корпоративную месть. Ни Алешковский, ни Хаски не враги государства — о том, какой Хаски патриот, в эти дни много пишут на сайте RT и в другой патриотической прессе, а о том, какой патриот Алешковский, я и сам могу рассказать — мы с ним много, в том числе в нашей программе, спорили о сотрудничестве с властью и о теории малых дел, которой он много лет придерживается, он получал дальневосточный гектар, его фонду давали президентский грант, и вообще Митя очень полезен государству, и я не понимаю, почему он до сих пор не заседает в СПЧ или где-нибудь еще. Но проблема в том, что никакого государства как субъекта в этих конфликтах нет, вместо него лояльным гражданам противостоят корпорации —полицейская, савельевская, да какая угодно, и гражданская лояльность в этих конфликтах не учитывается, значение имеет только корпоративная.

К этому можно относиться как к рассогласованности действий системы, но только если мы исходим из того, что система вообще существует. А есть ли основания для уверенности в этом? Вообще-то никаких. Российское государство сейчас — это такой альянс маленьких диктатур, слабо связанных между собой и почти всегда игнорирующих интересы друг друга. Наверное, это даже признак его устойчивости — если конструкции нет, то и разваливаться нечему, то есть так, как сейчас, будет всегда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Также по теме