В новой колонке Олег Кашин обсудил расследование Алексея Навального и ФБК об отношениях между бизнесменом Олегом Дерипаской и зампредом правительства Сергеем Приходько и отметил, что впервые за все время карьеры Навальный выступает с лоялистских позиций, а у ролика есть один главный адресат.
Невозможно пройти мимо истории про Настю Рыбку, Дерипаску и Сергея Приходько. Я думаю, несколько дней потребуется американцам, чтобы понять, какой подарок им сделал Алексей Навальный с этим расследованием, потому что в российской политической этике, или даже элитной этике существует возможность проигнорировать сказанное, как они называют Навального, «этим персонажем», но расследование про Настю Рыбку объясняет, как именно может быть связан Пол Ма́нафорт с Владимиром Путиным, и это вообще-то самое существенное на сегодня доказательство русского следа в кампании Трампа, то есть российская сенсация делается мировой, и пост в блоге Навального, как реэкспортные «жигули», совершит путешествие через океан и обратно и зазвучит в России, я думаю, гораздо громче, чем даже прошлогодний «Димон».
Это кино, в котором мы все живем, его могли бы снять братья Коэны, и, как бы дико это ни звучало, это в любом случае настоящий прорыв, потому что до сих пор кино про нас снимал покойный Балабанов. Россия встраивается в мировой контекст именно так — фарсово, на грани безумия, но это лучше, чем быть глухой мировой провинцией, до которой никогда никому нет и не может быть дела. В этом смысле последнее расследование Навального — не эпизод нашей политической истории, а часть глобального сюжета, в котором через запятую идут сериал «Макмафия», олимпийские скандалы и сопровождающий президентство Трампа новый маккартизм. Это захватывающее безумие в любом случае лучше, чем тоска стабильности, поэтому, как говорит один мой знакомый главный редактор, будем наблюдать. О Дерипаске и Навальном — моя колонка для Republic.
Очень тонкий и очень важный момент, жестко привязывающий ситуацию именно к 2018 году, когда даже оппозиционность должна иметь свои пределы: политик, еще вчера заявлявший о намерении бороться за пост президента, теперь обращается к президенту не как к своему оппоненту, а как к верховному арбитру, который должен принять справедливое решение. Он не распространяет на президента ответственность за неподобающее поведение чиновника, он аргументированно разговаривает с президентом, напоминая ему о старинном случае, когда именно за отдых с проститутками, оплаченными непонятно кем, был отставлен еще более высокопоставленный чиновник, и президент, который тогда еще не был президентом, принял в той отставке самое деятельное участие. Оппозиционер не призывает сейчас президента ни к чему, кроме последовательности. Чуть ли не впервые за все годы своей карьеры он выступает с подчеркнуто лоялистских позиций — ни в видеоролике, ни в сопровождающем его тексте нет ни одного выпада в адрес первого лица, все более чем корректно и почтительно.
Плохой сценарист, если бы он адаптировал этот сюжет к российским реалиям, добавил бы в него какого-нибудь экшна — маски-шоу ФСБ в офисе, срыв публикации разоблачения еще на стадии сбора материалов, и даже киллер с оптическим прицелом. И вот это было бы как раз совсем не убедительно и не правдоподобно, потому что, как мы понимаем, перед нами не первое расследование Навального, и ни одно из предыдущих не сопровождалось ни силовыми, ни тем более криминальными атаками, то есть здесь как раз все как обычно — Навальный должен выступить, и ему за это ничего не будет.
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.