Кавказская антисталинская аномалия: какой диагноз России ставят Ингушетия и Кадыров
Это такой удивительный феномен, вообще-то противоречащий вертикальному и централизованному духу современной России, — официальный антисталинизм двух вайнахских республик, центральная дата которого совпадает с днем, когда в остальной России празднуют веселый мужской праздник. Для чеченцев и ингушей это годовщина их национальной катастрофы, сталинской депортации 1944 года, и это действительно одна из ключевых дат того еще не написанного календаря преступлений большевизма, вместо которого мы в России до сих пор пользуемся советским учебником истории.
И в том, что для всей России 23 февраля — это мужской советский праздник, а для двух, скажем так, влиятельных регионов — страшная дата преступления советского режима, конечно, есть противоречие, и все его видят, и несколько лет назад, совсем недавно, чеченские власти даже попытались скорректировать календарь, 23 февраля они праздновали День защитника Отечества вместе со всей Россией, траурных мероприятий 23 февраля не было, и официальные лица Чечни предлагали вспоминать жертв депортации и жертв других трагедий чеченского народа 10 мая — в день похорон Ахмата Кадырова (он погиб, как известно, 9 мая, и траур в такой день в современной России, видимо, невозможен в принципе). Но календарь всегда сильнее властей, в этом году ингушские власти накануне годовщины депортации приняли невероятный по российским меркам закон, запрещающий увековечивать и прославлять Иосифа Сталина, а непосредственно 23 февраля уже Рамзан Кадыров в своем знаменитом инстаграме написал о Сталине — «будь он тысячи раз проклят» и осудил тех, кто героизирует Сталина, приписывая ему подвиги, которые на самом деле совершал народ.
Это такая риторика, которая у нас в России была почти официальной в конце восьмидесятых и в девяностые, а сейчас непредставима в принципе — идет ползучая реабилитация Сталина, в разных регионах ему открывают памятники и музеи, один памятник открывал даже сам министр Мединский, книгами о мудром и великом Сталине завалены магазины и так далее. Наверное, это все-таки нельзя назвать официальной политикой — верховная власть и лично Путин все-таки сторонится прямых высказываний о Сталине, и масштабная ресталинизация происходит в основном силами небольшой прослойки сталинистов, но у них, во-первых, очень сильная, пусть и пассивная общественная поддержка, и во-вторых, что очень важно, — власть им никак не препятствует, а часто даже помогает.
То есть перед нами в любом случае большой и масштабный процесс ресталинизации, но по понятным причинам он вообще никак не затрагивает как минимум два региона на юге России. И хотя у нас в стране очень условный федерализм, вся власть сверху донизу подчиняется Кремлю и страна очень централизована, есть вот такое исключение — в Чечне и Игнушетии не действуют некоторые законы гравитации, в том числе не действует ресталинизация. Везде она есть, а там вечный двадцатый съезд и вечная перестройка.
То есть предмет противоречия на самом деле — не история, а география, и здесь нетрудно нарисовать такую утопическую картину. У нас есть достаточно людей, которые не приемлют реабилитацию Сталина, их очень много, и в принципе — ну вот есть в России два региона, где Сталина ненавидят на официальном уровне, и эти регионы теоретически могут стать родным домом для этих людей. И дальше уже можно вообще фантазировать — пусть сталинисты селятся тоже в каком-нибудь специальном регионе, например, в Волгограде, который по такому поводу, наверное, придется переименовать в Сталинград. Или даже проще — в Осетии, где как раз ставят памятники Сталину и любят Сталина, считая его осетином. А вестернизированные люди либеральных взглядов пусть живут, ну я не знаю, в Перми, где работает дирижер Курентзис и еще не до конца уничтожено наследие культурной революции нулевых. Православным фундаменталистам достанется, видимо, Петербург, в котором они по факту и так уже давно у власти. Реконструкторам-белогвардейцам прямая дорога на Кубань, где сильна память о светлом дореволюционном времени. Ультраправые пусть селятся где-нибудь на Руси среди белокаменных храмов и аутентичной природы, а левакам самое место где-нибудь в индустриальном Кузбассе или Магнитогорске, где можно воплощать в жизнь самые смелые социальные утопии. В принципе, только таким и может быть настоящий федерализм, когда в разных регионах складываются очаги разных ценностей, традиций, привычек.
Но понятно, что это именно утопия, и что никакой федерализм к кавказской антисталинской аномалии отношения не имеет, и это история не про федерацию и не про регионы, а про нации. Понятно, что ни один антисталинист из Москвы не поселится в Магасе или в Грозном, потому что Магас или Грозный может стать родным домом не для антисталиниста, а только для ингуша и чеченца соответственно. И дело здесь не во взглядах и не в ценностях, а в том, что внутри России существуют очень жесткие моноэтнические внутренние государства. Россию называют многонациональной страной, но это неправда. Чечня — это Россия, и Ингушетия — это Россия, и никакие они, конечно, не многонациональные, а совсем наоборот, классические национальные государства в самом максималистском виде. В этом и заключается противоречие — можно сколько угодно говорить о единстве России, о российской нации как новой исторической общности и так далее, но когда доходит до дела, то выясняется, что никакой единой нации нет, а есть отдельные нации со своими отдельными интересами, перед которыми иногда — как в случае со Сталиным — отступают даже самые сильные общероссийские тенденции. Сталин здесь не злодей из прошлого, а просто индикатор реального единства России, очень точный и потому неприятный.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.