Альтернатива страху: как реагировать на извинения депутата в инстаграме Кадырова
А вот если немного пелевинщины? Если предположить, что красноярский депутат Сенченко для того и выступил против Кадырова, чтобы через несколько часов извиниться перед ним? Слишком уж как по нотам все, слишком красиво. Это у кинорежиссера Милоша Формана в мемуарах было, как он снимал свой первый фильм, что-то из старинной жизни, вроде все на месте — костюмы, извозчики, старинные вывески, но чего-то не хватает, и Форман не мог понять, чего именно, и снимал дубль за дублем. И в очередном дубле в кадр залез вдруг случайный прохожий с велосипедом, и именно этот прохожий сделал сцену живой и настоящей, разрушив своим велосипедом стерильную режиссерскую картинку. Вот история с депутатом Сенченко — она именно такая стерильная, без случайного прохожего. Человек, о котором большинство из нас до этой недели и знать не знало, пишет Кадырову письмо — как бы критическое, но очень по-хитрому критическое. «Иди ты подальше», — это как бы ругательство, но как бы и нет, очень такое корректное ругательство, в котором нет ничего, что реально может задеть чеченца и мусульманина. Но здесь ладно, я придираюсь, письмо-то действительно смелое с учетом всего кадыровского контекста, хорошо всем нам известного. И вот читаем мы его и думаем — смелый мужик, это же надо пойти на такой шаг, когда ты уже видел и того парня без штанов, и ту женщину-воспитательницу, да и о Борисе Немцове нельзя забывать.
Проходят часы, депутат Сенченко дает несколько интервью, а уже к ночи в эфире Лайфньюс мы слышим его голос, который говорит, что да, погорячился, никого не хотел оскорбить, эмоциональный порыв, напряженная ситуация — и он извиняется перед Рамзаном Кадыровым, и потом тоже несколько часов саспенса — то опровергает свои извинения, то подтверждает их вновь, ссылаясь на разговоры с, цитата, «представителями чеченского народа». И финальное видео в инстаграме Кадырова – страшное, деморализующее, раздавленный человек в красном свете и издевательские смайлики чеченского вождя.
А мы, повторю, знаем контекст, и прекрасно можем домыслить, что там за кадром — или золотой пистолет, приставленный к виску, или связанные жена и дети, или, ну я не знаю, бомба, висящая на люстре. Страшно. Мы, чего уж там, все и так относимся к Рамзану Кадырову и его людям с понятным и однозначным чувством, — со страхом, — и история с Сенченко делает этот страх еще более сильным и безусловным. И вот почему бы не предположить, что это и была цель двухходовки — чтобы мы боялись еще сильнее?
Еще раз уточню — у меня нет никаких инсайдов на этот счет, это просто предположение, догадка, и вероятность, что моя догадка достоверна, крайне невелика, процентов пять. Но я зубами готов цепляться за эту вероятность, потому что она — альтернатива страху. Последние недели дали нам как никогда много поводов в очередной раз убедиться, что Чечней управляют страшные люди, но обратите внимание — каждый раз о том, что они страшные, нам сообщают сами эти люди. Сам Кадыров, его какие-то соратники, вон депутат Госдумы Шамсаил Саралиев в ответ на выступление Эллы Памфиловой вывесил в инстаграме коллаж, на котором рядом с портретом Памфиловой — портрет Бориса Немцова, и мы понимаем, что значит такой намек, и нам делается еще страшнее. И вот давайте зафиксируем: нам делается страшнее именно потому, что они сами пугают нас. Они сами пугают, они сами говорят, что они страшные. Они хотят, чтобы мы верили, что они страшные.
И, по-моему, реакция на то, что они нас пугают, должна быть прямо противоположной тому, чего они от нас хотят. Не надо им верить, не надо бояться. Эта легенда про страшную неуправляемую Чечню, которую боится даже сам Путин — она выгодна и Путину, и Кадырову. Но это легенда, и в реальности нет ничего, что указывало бы на какую-то самостоятельность путинского наместника в Чечне. Это такой же назначенец, как Собянин или Турчак, и как на самом деле относится к Кадырову чеченский народ, мы тоже пока не знаем и сможем узнать только в той послепутинской России, о которой мы так много спорили на этой неделе.
У нашего народа не так много сказок, которые мы бы все с младенчества знали наизусть, многие наши сказки написаны в двадцатом веке, и это тот язык, который в России понимают все. И вот я хочу объяснить феномен Кадырова на этом понятном всем нам языке — вспомните сказку Корнея Чуковского, в которой ехали медведи на велосипеде. Там тоже, если помните, все животные, включая самых сильных и самых зубастых, вдруг испугались непонятно кого и долго жили в страхе, не смея поднять глаз. И вот однажды появился воробей, посмотрел и говорит — эй, звери, я что-то не понял — вы кого боитесь? Вот я хочу, чтобы все вспомнили эту сказку. Чик-чирик.