Кашин и бегущие по лезвию-2018: для кого Навальный снял «Рыбку», кто на очереди после Дагестана и что будет с «красным олигархом»
Каждый день Олег Кашин пишет колонки и думает о судьбах Родины. На этот раз он проанализировал кампанию против Грудинина и нашел в ней приемы из антикоммунистической методички 1996 года, рассказал о «презумпции заказухи», ставшей фактором современной журналистики в России, и объяснил для кого на самом деле Алексей Навальный выпустил расследование об Олеге Дерипаске и Сергее Приходько.
Давайте представим, что в каком-нибудь самом большом, самом важном сейфе Кремля лежат папочки со сценариями на все случаи жизни. И среди них папочка, в которой собраны рецепты по борьбе с коммунистическим реваншем. Эту папочку собрали еще в начале девяностых, когда Кремль, очевидно, всерьез боялся коммунистической реставрации и противостоял ей не на жизнь, а на смерть. Словосочетания «Голосуй или проиграешь» или «Не дай Бог» именно в этом значении знакомы даже тем, кто в девяностые был ребенком или, как я, подростком — выборы 1996 года действительно были беспрецедентной мозгопромывательной кампанией, когда даже в развлекательных телепередачах или в желтых, совсем бульварных газетах каждый день появлялись материалы об ужасах коммунизма и о недопустимости прихода Зюганова к власти. Газету «Не дай Бог», которая не распространялась в Москве, зато десятимиллионным тиражом бесплатно расходилась по провинции, делали лучшие журналисты «Коммерсанта», и, чего, кажется, никто не знает, именно из этой газеты выросла знаменитая и очень уважаемая до сих пор благотворительная структура, которая сейчас называется «Русфонд», это вообще безумно интересный феномен — вот девяностые, провинция, жизнь там понятно какая, и никто тебе не поможет, и вдруг буквально с неба на тебя падает красивая цветная газета, разговаривающая с тобой таким задушевным языком, и ты понимаешь, что ты не одинок. И ты пишешь в эту газету письмо с просьбой о помощи, и ладно если ты фермер, и тебе нужен новый трактор, но чаще писали или нищие старики, или родители больных детей, или больные взрослые, которым негде взять деньги на операцию. И у людей, которые, в общем, шли против совести с этой наглой и циничной агитационной газетой, что-то зашевелилось в душе, и эти мешки писем в «Не дай Бог» у них не поднялась рука выбросить в помойку, а они создали фонд, который был призван связывать несчастных людей с теми, у кого есть возможность и желание им помочь.
Но это я отвлекся, просто девяносто шестой год в этом смысле — это до сих пор непревзойденный фестиваль самой грязной политической пропаганды. На только появившихся тогда музыкальных телеканалах с клипами шли бесконечные программы типа «Время назад», когда дикторы изображали тоталитарный ужас в России, в которой победил Зюганов. В «Поле чудес» у Якубовича кукла Ельцина выигрывала у куклы Зюганова. Актер Петренко по телевизору каждый вечер читал с выражением письма крестьян, переживших Голодомор, а на продовольственных магазинах висели стикеры с Зюгановым «Купи еды в последний раз».
Годы спустя я прочитал в интервью одного политтехнолога, работавшего на тех выборах, что реальная цель этой пропаганды заключалась не в том, чтобы объяснить обществу, насколько опасен коммунизм и лично Зюганов, а в том, чтобы показать, до какой степени безграничны возможности власти, и что, как бы ни проголосовал народ, президентом все равно останется Ельцин. Мне нравится эта версия, но и значение антикоммунистической пропаганды отрицать невозможно. И я верю, что папочка из девяносто шестого года до сих пор лежит в кремлевском сейфе, и ею пользуются.
Чего уже никто не помнит — думскую кампанию 2003 года, ранняя путинская эпоха, когда Кремль еще только завоевывал сохранившееся с девяностых политическое пространство. Тогда создали партию «Родина», которая должна была отбирать у Зюганова электорат, тогда на Болотной и других площадях каждую неделю собирались огромные митинги с бабушками, которые, размахивая красными флагами, проклинали Зюганова. Эти митинги устраивали братья Якеменко, на одном из этих митингов я обманом отобрал у одной бабушки красный флаг, до сих пор его храню как важный политический трофей той осени. В киосках продавалась фальшивая газета «Правда» с компроматом на Зюганова, и телевизор тоже пугал коммунистами — конечно, более вяло, чем в девяносто шестом, но пугал. То есть той папочкой из сейфа активно пользовались и в нулевые.
И сейчас можно представить, как выглядит эта папочка после двадцати с лишним лет активного пользования. Вся захватанная разными руками, жирные пятна на бумагах, какие-то листы вырваны, какие-то утеряны, все перепутано, и понять, зачем это все нужно и какой в этом смысл, уже невозможно. Но папочка по-прежнему обязательна к исполнению, и уже новое поколение политтехнологов, матерясь и кряхтя, разворачивает антикоммунистическую кампанию — как настоящую, только совсем вялую и бессмысленную. То, как сейчас пропаганда воюет с несчастным Павлом Грудининым, выглядит мало того что дико, но и необъяснимо. Зачем? Я пытаюсь найти ответ в колонке для издания Republic.
Злодеяния Павла Грудинина неисчислимы, и каждое заботливо протоколируется государственной или лоялистской прессой, надежно охраняющей покой страны от посягательств красного олигарха. До сих пор в таких выражениях и с таким накалом писали только о Навальном, но как только ЦИК объявил о начале президентской кампании и как только Навальный получил отказ в регистрации, все орудия моментально переключились на новую мишень и стреляют ежеминутно – Грудинин, Грудинин, Грудинин.
Когда они боролись с Навальным, это выглядело по крайней мере естественно – публичный враг Кремля, открыто претендующий на власть; конечно, надо его мочить, для того и существует пропаганда. Но здесь-то – КПРФ, системная партия, много лет и шагу не делающая без одобрения администрации, согласованный кандидат, спарринг-партнер, именно такой, какой и был нужен Кремлю, – чтобы и новое лицо, и нулевые амбиции, и перспектива набрать процентов пятнадцать, не больше. Пропаганда с него должна пылинки сдувать, а она с ним воюет. Приемы и методы, перенесенные в наше безвыборное время из того недавнего прошлого, когда выборы в России были настоящими, производят самое странное впечатление – еще чуть-чуть, и можно будет поверить, что Грудинин настоящий враг Кремля.
Самое смешное, что это вполне может быть одним из объяснений. Имея перед собой задачу имитировать напряженную предвыборную борьбу, кремлевские пиарщики не придумали ничего лучше, чем воспроизвести дискурс «Голосуй, или проиграешь» на безрыбье кампании 2018 года. Эти приемчики («обманутые Грудининым пайщики»!) не столько провоцируют ненависть избирателя к Грудинину, сколько активизируют коллективную память рубежа девяностых и нулевых, когда беспощадный черный пиар был обязательным свойством любой выборной кампании, и если сейчас он тоже используется, значит, и выборы сейчас настоящие, и исход их не предрешен, и надо волноваться, включаться, спорить, ждать и в день выборов бежать на избирательные участки.
Ну и, если не отходить от предвыборной и антикоммунистической темы — когда я смотрел, как мочат Зюганова в 1996 году, или как Доренко воюет с Лужковым, для меня все эти люди из телевизора были, конечно, посланцами из того же мира, в котором живет, ну не знаю, Алла Пугачева. А сейчас того же Грудинина или Навального мочат многие мои хорошие знакомые, и это дает совсем другое ощущение — я ведь знаю этих людей, понимаю, как они устроены. Разумеется, им плевать на то, что у Грудинина где-то там счета или на то, что Навальный делает что-то не то. Но и в чистую продажность и цинизм я тоже не верю. Вот легенда этого жанра, уже упомянутый Сергей Доренко. Его тоже в те еще годы было принято считать абсолютно бессовестным человеком, которому все равно, что говорить в эфире под диктовку Березовского. У Акунина, который тогда только дебютировал, была такая не очень громко выстрелившая книжка «Сказки для идиотов», один из героев которой был как раз списан с Доренко, и он там был изображен как заложник, вынужденный говорить в эфире гадости про разных политиков, потому что его заставляют.
И вот я не верю, что человека можно заставить говорить не то, что он думает. То есть не так. Заставить, конечно, можно, но для человека сама мысль о том, что его заставили что-то говорить, слишком невыносима, поэтому он выстраивает для себя сложную систему оправданий. Сергей Доренко в нашумевшей книге Петра Авена об этом сам подробно рассказывает — разумеется, он искренне мочил врагов Березовского. Он объясняет это так, что он тогда был человеком левых, чуть ли не коммунистических взглядов, и одинаково ненавидел всех олигархов и министров-капиталистов, ну а дальше уже детали, кого из них именно ему приходилось мочить.
Понятно, что это такое наивное самооправдание, и когда я его сегодня слышу от своих знакомых, работающих по Навальному или по Грудинину, я им скорее сочувствую, прекрасно понимая, что и я, окажись я в их положении, тоже легко бы объяснил себе, что я транслирую чужую точку зрения не потому, что у меня нет совести, а потому, что сам так думаю. Это вообще моя любимая тема — роскошь бескомпромиссности, я уверен, что все, кто сегодня живет по лжи, с удовольствием по ней бы не жили, но вот не могут себе позволить, и обидное в этом контексте словечко «ипотека» на самом деле вполне трагическое.
Но это, конечно, уже такой низкий жанр общественно-политического психоанализа, а в конечном итоге получается, что частные истории разных пропагандистов сливаются в один отвратительный фон, с которым приходится сосуществовать вообще всем. О новом расцвете политической заказухи — моя колонка для Republic.
Очевидно, историю явления стоит отсчитывать от рождения отечественного пиара, когда появился глагол «заносить» в его новом значении и когда коммерческая и политическая «джинса» спокойно жила и на первых полосах газет, и в новостных выпусках телевидения, и вообще везде, и чем больше ее было, тем сильнее была мотивация пионеров той прессы, которую уже в зрелые постсоветские годы стало принято называть качественной, но где теперь та пресса, а культура заказного текста, прежде всего политического, переживает теперь самый впечатляющий ренессанс. Высказывание чужого мнения под видом своего за деньги стало нормой, и даже популярнейший Юрий Дудь, приглашая в свое шоу очередного политика, сталкивается с презумпцией заказухи – зрителей интересует, сколько гость ему заплатил, а не содержание разговора.
Русская постправда замешена на деньгах. Реальную агитационную эффективность политической заказухи оценивать трудно – много ли сторонников того же Навального, которые, начитавшись заказных антинавальновских текстов, разочаруются в нем и станут голосовать за Путина? Но это и не нужно, гораздо более серьезный (и почти бесспорный) эффект достигается именно за счет того, что уничтожается сама по себе репутация независимого политического высказывания. Любое слово по умолчанию начинает выглядеть написанным под диктовку, а такому слову нельзя верить, оно ничего не стоит, а когда ничего не стоит слово, ничего не стоит и все остальное – в политике, в общественной жизни, вообще везде.
Невозможно пройти мимо истории про Настю Рыбку, Дерипаску и Сергея Приходько. Я думаю, несколько дней потребуется американцам, чтобы понять, какой подарок им сделал Алексей Навальный с этим расследованием, потому что в российской политической этике, или даже элитной этике существует возможность проигнорировать сказанное, как они называют Навального, «этим персонажем», но расследование про Настю Рыбку объясняет, как именно может быть связан Пол Ма́нафорт с Владимиром Путиным, и это вообще-то самое существенное на сегодня доказательство русского следа в кампании Трампа, то есть российская сенсация делается мировой, и пост в блоге Навального, как реэкспортные «жигули», совершит путешествие через океан и обратно и зазвучит в России, я думаю, гораздо громче, чем даже прошлогодний «Димон». Это кино, в котором мы все живем, его могли бы снять братья Коэны, и, как бы дико это ни звучало, это в любом случае настоящий прорыв, потому что до сих пор кино про нас снимал покойный Балабанов. Россия встраивается в мировой контекст именно так — фарсово, на грани безумия, но это лучше, чем быть глухой мировой провинцией, до которой никогда никому нет и не может быть дела. В этом смысле последнее расследование Навального — не эпизод нашей политической истории, а часть глобального сюжета, в котором через запятую идут сериал «Макмафия», олимпийские скандалы и сопровождающий президентство Трампа новый маккартизм. Это захватывающее безумие в любом случае лучше, чем тоска стабильности, поэтому, как говорит один мой знакомый главный редактор, будем наблюдать. О Дерипаске и Навальном — моя колонка для Republic.
Очень тонкий и очень важный момент, жестко привязывающий ситуацию именно к 2018 году, когда даже оппозиционность должна иметь свои пределы: политик, еще вчера заявлявший о намерении бороться за пост президента, теперь обращается к президенту не как к своему оппоненту, а как к верховному арбитру, который должен принять справедливое решение. Он не распространяет на президента ответственность за неподобающее поведение чиновника, он аргументированно разговаривает с президентом, напоминая ему о старинном случае, когда именно за отдых с проститутками, оплаченными непонятно кем, был отставлен еще более высокопоставленный чиновник, и президент, который тогда еще не был президентом, принял в той отставке самое деятельное участие. Оппозиционер не призывает сейчас президента ни к чему, кроме последовательности. Чуть ли не впервые за все годы своей карьеры он выступает с подчеркнуто лоялистских позиций — ни в видеоролике, ни в сопровождающем его тексте нет ни одного выпада в адрес первого лица, все более чем корректно и почтительно.
Плохой сценарист, если бы он адаптировал этот сюжет к российским реалиям, добавил бы в него какого-нибудь экшна — маски-шоу ФСБ в офисе, срыв публикации разоблачения еще на стадии сбора материалов, и даже киллер с оптическим прицелом. И вот это было бы как раз совсем не убедительно и не правдоподобно, потому что, как мы понимаем, перед нами не первое расследование Навального, и ни одно из предыдущих не сопровождалось ни силовыми, ни тем более криминальными атаками, то есть здесь как раз все как обычно — Навальный должен выступить, и ему за это ничего не будет.
Четыре года назад я смотрел по телевизору сочинское открытие Олимпиады, и когда заиграло «улетай на крыльях ветра», у меня из глаз натурально брызнули слезы. Я не знал, что мне не хватало именно этого — чтобы мир видел, какие мы прекрасные, какая у нас великая культура, и какую мы пережили трагическую историю. Спустя четыре года эпизодом трагической истории стала сама сочинская Олимпиада, и сегодня если и хочется плакать, то уже от совсем других эмоций. Прилетевший на пхенчханскую Олимпиаду друг прислал мне фотографию с паспортного контроля из аэропорта — ничего особенного, просто отдельное окошко для участников Олимпиады, а что за этим окошком — тут пока можно догадываться, но тревог в любом случае больше, чем надежд. В эти дни я слушаю на автоповторе песню — «Они говорят, что нас загнали в яму, и милости просим к нашему шатру, где мы стоим торжественно и прямо и поем с мертвыми на ржавом ветру». Такой у меня олимпийский гимн, и я желаю всем «атлетам из России» выстоять на этом ржавом ветру. Это программа Кашин.Гуру, я Олег Кашин, всего доброго.