Олег Кашин о принципиально новой кадровой политике Владимира Путина

Колонка о новом губернаторе Калининградской области
29/07/2016 - 14:02 (по МСК) Олег Кашин

Владимир Путин в четверг, 28 июля, уволил четырех губернаторов и четырех полпредов федеральных округов, большинство должностей получили выходцы из силовых структур. В частности, президент отправил в отставку Николая Цуканова, губернатора Калининградской области. Временно исполняющим обязанности назначен бывший руководитель управления ФСБ по Калининградской области Евгений Зиничев. Олег Кашин вырос в Калининграде, поэтому не мог не написать колонку о том, что все это значит.

Я родился и вырос в Калининграде, до сих пор там регулярно бываю и стараюсь поддерживать все сохранившиеся с юности знакомства. Город маленький, если собирать всю местную элиту — политиков, бизнесменов, всяких руководителей — в зале, например, областного драмтеатра, то на галерке останется много свободных мест. Местная элита — это несколько сотен человек, не больше, многих из них я знаю или когда-то знал лично.

И, относясь к ним в целом неплохо, я примерно представляю себе, как уже в этот понедельник они — каждый своим способом, — начнут искать встречи с новым руководителем региона Евгением Зиничевым. Будут поздравлять его с назначением, давать ненавязчивые советы, жаловаться на свою жизнь, делиться планами — похожий сюжет был в классической русской пьесе XIX века, и в этом смысле в регионах мало что изменилось, знакомство с варягом местная элита всегда начинает именно так — сначала осторожно, устанавливая человеческий контакт, а потом, кому повезет, те будут с ним дружить напоказ, ездить в гости, знакомить детей и жен, рассказывать анекдоты — ну и так до следующего варяга.

В Калининграде уже были приезжие губернаторы. Многие помнят Георгия Бооса, я даже помню, как он привез с собой главу управы московского района, в котором он работал до назначения, и сделал этого главу управы председателем областной думы. Депутаты, та самая местная элита, дружно проголосовали за обоих варягов — и за назначенного Путиным, и за тем, которого тот привез с собой. Следующий губернатор Николай Цуканов, которого сейчас отправили в Петербург полпредом, считается местным, он вырос в городке Гусеве недалеко от польской границы, но на самом деле он тоже был варяг — Калининград познакомился с ним и узнал о его существовании только после того, как Дмитрий Медведев сделал его губернатором. Это было очень загадочное назначение — руководитель сельского района, о губернаторских амбициях которого никто никогда не думал вообще, вдруг возглавил область, и те несколько сотен лучших людей области, как всегда, потянулись знакомиться и дружить и с ним. Мы встречались с ним однажды в Москве, мне тоже было интересно, откуда он взялся, и я настраивал себя на то, что сейчас буду выпытывать у него его тайны — может быть, он внук того Цуканова, который с пятидесятых годов был помощником Брежнева? Но Николай Цуканов сразу ответил на мой первый вопрос о его бизнесе — принадлежавшая ему компания в том его родном городке производила антенны для спутникового телевидения «Триколор». Я иногда конспиролог, и мне здесь сразу все стало ясно. Кто ездил по России, тот знает, что в какой бы дикой глуши он не оказался, какая мертвая деревня ни встала бы на его пути, в этой деревне всегда найдется дом, на котором висит тарелка «Триколора». От Владивостока до как раз Калининграда — такой тарелочный бизнес в наше время без участия власти, я уверен, развить нельзя, мы до сих пор не знаем, кто и на каком уровне помогал «Триколору» стать вот этой империей спутниковых тарелок, зато знаем, что сами тарелки производил Цуканов — я не настаиваю, но мне этого факта его биографии достаточно, чтобы понимать природу его карьерного взлета.

А что касается нового главы региона — вчера я весь день читал местную прессу по его поводу, и это было удивительно — единственное, что удалось узнать о нем к концу дня, это то, что он по гороскопу лев. Его официальная биография не публиковалась никогда, в Калининград он приехал год назад неизвестно откуда и стал начальником областного управления ФСБ. Местные краеведы любят вспоминать, что в те времена, когда Калининград еще был Кенигсбергом, в нынешнем здании УФСБ размещалось, конечно, гестапо, так что Евгения Зиничева можно назвать первым выходцем из гестапо в истории российской власти. Такое, мне кажется, почетное звание.

Но это, конечно, шутки. Самое главное написали в РБК — у них в июне было большое расследование о жителях деревни Ящерово по соседству с валдайской резиденцией Владимира Путина. Это такой важный принцип российской политики — хочешь разобраться в политических хитросплетениях, разберись сначала, кто к какому дачному кооперативу принадлежит. В этом Ящерове живут путинские друзья нового поколения — такие, как Алексей Дюмин, бывший телохранитель Путина, возглавляющий сейчас Тульскую область. Когда Дюмина назначили в Тулу, стало ясно, что это какая-то принципиально новая кадровая политика, до сих пор не было таких людей, чья даже не политическая карьера, а вообще публичная биография начиналась бы с губернаторской должности. Было ясно, и я даже об этом тогда писал, что Дюмин — не последний губернатор такого рода. Я позволю себе предположить, что взявшийся ниоткуда калининградский Зиничев тоже когда-то служил в ФСО и таскал за Путиным какой-нибудь ядерный чемоданчик — таким людям больше неоткуда браться.

Карта центральной Европы выглядит теперь так — слева Польша, справа Литва, а между ними вотчина соседа Путина по Валдаю. Я не знаю, что может быть унизительнее для региона, чем вот такой варяг, которому заблаговременно даже биографию никто не удосужился придумать. У нас любят говорить, что все имеют такую власть, которую заслуживают, но я не знаю, как вообще можно заслужить человека ниоткуда? Это не калининградцы заслужили такого губернатора, это, извините, Владимир Путин заслужил такой кадровый резерв, потому что если ты относишься к стране как к набору вотчин для раздачи хорошим, с твоей точки зрения, людям, то очень быстро обнаружится, что вместо страны у тебя — только соседи по деревне Ящерово.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции​.

Другие выпуски