Как старые сальные шутки портят путинскую пропаганду
Накануне в интернете появился календарь с фотографиями, как сказано на сайте, сирийских девушек, обращенный к российским офицерам. Олег Кашине вспоминает, что это уже не первое появление подобных проектов, и считает, что это только вредит российской внешнеполитической пропаганде.
Шесть лет назад, когда Владимир Путин окончательно вошел в тот возраст, в котором мужчина начинает нуждаться в самых гротескных доказательствах, что он еще ого-го, кто-то из тогдашних околокремлевских подхалимов выпустил календарь с полураздетыми девушками, которые обращались к Путину с такими двусмысленными, как в кино для подростков, шуточками на тему секса (что-то вроде «леса потушили, а я вся горю» или «покатайте меня на своей машине»). Календарь наделал много шума. Группа студенток журфака МГУ даже выпустила ответный календарь с серьезными вопросами Путину — между прочим, одну из тех студенток вы можете видеть в нашей программе, это журналист Дождя Маргарита Журавлева, — я тогда писал об этих календарях и сейчас, конечно, чувствую некоторое дежа вю, когда точно такой же календарь с такими же двусмысленностями на темы секса выпустили то ли те же самые, что шесть лет назад, то ли уже какие-то новые нашисты из молодежного движения «Сеть». В новом календаре в роли моделей выступают девушки из Сирии, и календарь адресован уже не лично Путину, а российским военным, которые там воюют. «Судьба моей Пальмиры в твоих руках», — ну, понятно, в чем здесь шутка.
И надо сказать, повторение старой сальной шутки на новом материале выглядит еще более омерзительно, чем оригинал шестилетней давности. Шесть лет назад была просто объективация молодых женщин, теперь это объективация в квадрате — все-таки одно дело, когда экзальтированные подданные готовы отдаться своему правителю, и совсем другое, когда те же намерения демонстрируют жительницы страны, разрушенной войной, и намерение адресовано солдатам иностранной армии, пришедшим на их землю. При этом, как можно понять, и инициатива календаря, и фотографы, и стилисты, и дизайнеры — все это тоже не сирийское, все это тоже приехало в Сирию на российских штыках. То есть перед нами такой прямо слишком архетипический сюжет, когда женщины завоеванной страны оказываются трофеем для иностранных солдат. Еще надо учесть, что страна преимущественно мусульманская, то есть с этим делом там все на порядок строже, чем в Европе, и получается какой-то совсем позор. Не знаю, стоит ли пояснять, в чем состоит неприличная ценность эротичного женского изображения в казарменной обстановке, но вообще и домысливать ничего не надо, чтобы понять, насколько унизительна вся эта история для молодых сирийских женщин, для их братьев и отцов, да и вообще для всех сирийцев. После взятия Алеппо в соцсетях пишут много всяких, очевидно, спекулятивных ужасов по поводу того, как российская и сирийская армии унижают мусульманских женщин в Алеппо. Нашисты из движения «Сеть» сделали исламистской пропаганде отличный подарок, выставив российских военных оккупантами, пришедшими за “свежим женским мясцом”. У нас в России в таких ситуациях принято спрашивать, что это, глупость или измена, но мне кажется, все немного сложнее.
Небогатый опыт колониальных войн, выпавших на время жизни нашего поколения, располагает к тому, чтобы сравнивать российскую операцию в Сирии или с войной в Афганистане, или с войной в Чечне. Горящий Алеппо похож на горящий Грозный, и это минус, но цинковых гробов из Сирии приходит на порядки меньше, чем из-под Кандагара — это плюс. Так, если рассуждать совсем цинично, выглядит сирийская война глазами постсоветского россиянина. И это, конечно, слишком упрощенный взгляд.
Войну в Сирии с российской стороны ведут люди, которые помнят не только советский Афганистан и Чечню, но и натовский Афганистан, и Югославию и прежде всего Ирак. Они помнят «Бурю в пустыне», полноправными соавторами которой были операторы CNN, так красиво снимавшие футуристическую технику и фантастически экипированных спецназовцев на фоне огромного аравийского солнца; они помнят пробирку Колина Пауэлла, которая, с одной стороны, символизировала, как стало потом ясно, американскую ложь, но с другой — и вседозволенность, и наверняка и российское «вот бы и нам так». Виталий Чуркин, который сегодня с той же ооновской трибуны говорит о нарочно присыпанных пылью детях Алеппо, очевидно, старается вести себя как Пауэлл тринадцать лет назад, и российское телевидение, любующееся военной техникой и видами с беспилотников, тоже, я уверен, чувствует себя американским телевидением девяностых. Давно замечено, что люди, находящиеся сегодня в России у власти, стараются вести себя даже не просто как американцы, а как американцы, какими их рисовала советская пропаганда, то есть если капитализм — то дикий, если социальная политика — то людоедская, если телевидение — то пошлость и ложь, ну и так далее. Западную модель развития для России они срисовали не с реальности, а с советских же карикатур на западную тему, и война, конечно, не исключение. Пауэлл со своей пробиркой врал с трибуны ООН, и Чуркин старается вести себя именно как Пауэлл из программы «Время». Камеры CNN снимали красивые корабли и самолеты — и камеры ВГТРК снимают красивые корабли и самолеты. В американских штабах мигали лампочки и мерцали компьютерные мониторы, и в Москве тоже построили такой голливудского типа штаб, посадили в него всех имеющихся в распоряжении генералов вплоть до самых стареньких и тоже играют в Америку. И главное — американцы в Ираке и Афганистане выдавали себя за освободителей, но в России их считали агрессорами и оккупантами. Так и выглядит ролевая модель для россиян, которые хотят быть как американцы. Советский жлоб помнит операцию в Ираке и хочет сделать себе так же красиво. Получается пошлятина и мерзость, и даже кажется, что те варвары, которые делают календари с сирийскими женщинами, легко найдут общий язык с теми варварами, которые на днях взяли Пальмиру.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.