«Интеллигенция свой выбор сделала»: Кашин о том, почему заслуженных «ватников» несопоставимо больше, чем заслуженных либералов
Каждую неделю Олег Кашин пишет колонки и думает о судьбах родины. На этот раз он отвечает на вопрос театрального критика Марины Давыдовой: «Если власть решает поддержать современных композиторов, новое кино, фестиваль, на который приезжает цвет европейского театра, и, скажем, Театр.doc, то почему не надо сотрудничать с такой властью?».
«Арестованный по делу Кирилла Серебренникова бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, как написали в газетах, обратился к мировой общественности, но это оказалась неправда — просто в газеты попало несколько его частных писем из тюрьмы, которые не были предназначены к публикации и, вероятно, поэтому звучали более экзальтированно, чем если бы человек действительно писал открытое письмо. Так или иначе, этот текст уже в любом случае стал достоянием общественности, его везде напечатали, и одна фраза там заставляет вздрогнуть — «За два с лишним месяца своей одиссеи, непосредственно ощущая всю степень подлости и лживости системы, я осознал, что „на кону“ не только моя личная история, что если не создать прецедент бескомпромиссного сопротивления, прецедент победы, то тотальное опричное людоедство может стать необратимым». Мне очень неловко спорить с текстом, написанным в тюрьме, может быть, эта иллюзия как-то действительно делает жизнь за решеткой чуть более приемлемой, но все-таки — раз уж этот текст обсуждают, и если он все-таки выходит за пределы частной истории Алексея Малобродского, — который, конечно, должен быть немедленно освобожден, — так вот, я все-таки хочу это сказать: нет, перспективы тотального опричного людоедства никак не связаны с этим конкретным уголовным делом, и даже если система сейчас отступит, это не избавит Россию ни от одной из проблем, связанных с опричным людоедством — оно останется, и если кто-то считает, что, перестав сажать именно театральных деятелей, людоедство перестанет быть людоедством, то он, конечно, неправ.
Театральный критик Марина Давыдова, очень уважаемый критик и инициатор общетеатральной акции в поддержку Кирилла Серебренникова, обсуждая нашумевший текст Ивана Вырыпаева — этот драматург и режиссер призвал коллег не принимать у государства наград, не брать его денег и не жать руку Путину, — так вот, Марина Давыдова, обсуждая этот текст, написала мне такое большое послание, в котором она спорит с призывами Вырыпаева и, в частности,пишет — «Если власть решает поддержать современных композиторов, новое кино, фестиваль, на который приезжает цвет европейского театра, и, скажем, Театр.doc, то почему не надо сотрудничать с такой властью?».
Я хочу ответить на этот вопрос сейчас. Если власть поддерживает современных композиторов и режиссеров, но при этом сажает людей по политическим статьям и еще время от времени в случайном порядке убивает людей, например, в полицейских участках — ну как в «Дальнем», — то режиссерам и композиторам, принимающим от власти поддержку или отвечающим ей взаимностью, просто стоит всегда помнить, что к тем симпатичным культурным чиновникам, которые занимаются культурой, в нагрузку всегда идут несимпатичные силовики, и отделить одних от других невозможно — в отличие от Вырыпаева я не готов призывать театральных деятелей к чему-то, просто, так сказать, информирую — государство, о котором идет речь, не заканчивается в том кабинете, в котором вам дали деньги, и за соседней дверью вполне может сидеть настоящий убийца. Если не смущает такое соседство — никто не может заставить смущаться. Просто не надо от этого соседства прятаться, я считаю. Оно есть, и если ты его признаешь, не стесняйся это сказать, не стесняйся посмотреть убийце в глаза.
Моя колонка примерно на ту же тему — она как раз о том, что подавляющее большинство деятелей искусства у нас сейчас по факту лояльно власти, и какими-то простыми вещами типа денег это объяснить нельзя. На сайте Republic».