На неделе в офисе ФБК Алексея Навального и у сотрудников Фонда прошли обыски. СК завел дело об отмывании денег. Суд наложил арест на счета ФБК и организации «Защита прав граждан», также заблокированы более чем 100 счетов физических и юридических лиц. В своей колонке Олег Кашин рассуждает о главном промахе власти, которая, сама того не желая, своими действиями «зарегистрировала» политическую партию под названием ФБК.
Главная политическая неудача Алексея Навального — партийное строительство. Нет, я не имею в виду вот это издевательское пропагандистское «не повезло», когда Минюст в очередной раз, руководствуясь политическим заказом, отказывает партии Навального в регистрации под очередным надуманным предлогом. Про это все понятно и потому неинтересно, но дело совсем не в этом.
Длительный опыт нерегистрации партии привел, в частности, к тому, что она несколько раз меняла название. Первоначально — «Народный альянс». Потом, когда это название перехватил масон Богданов — «Партия прогресса», но и «Партию прогресса» перехватил тот же масон. Навальный и его люди даже пытались зарегистрировать партию под названием «Рабочее название», но им и этого не дали. Сейчас партия добивается регистрации под брендом «Россия будущего».
Четыре, на самом деле три имени — «Народный альянс», «Партия прогресса», «Россия будущего». Что между ними общего? Да вообще все, и самое честное имя для этой партии — как раз четвертое, наименее раскрученное, «Рабочее название». То есть такой понятный сюжет из допутинского времени или, скажем, из украинского настоящего, когда завтра выборы, а у тебя есть деньги и популярный харизматичный лидер, под которого надо срочно соорудить предвыборный блок или партию. Устраивается мозговой штурм, бессонная ночь в переговорке, и утром политтехнологи с красными глазами выходят — придумали; что-то такое заведомо пустое и пафосное, ни идеологии, ни целей, ни актива, но сейчас дизайнер нарисует еще логотип, главный технолог набросает список из более-менее случайных людей — и все, можно на выборы.
Когда место действия Украина, это работает. Когда ты зажат в путинских льдах, жизнерадостная политтехнология выглядит глуповато — тебя не зарегистрируют, не пустят на выборы, зачем же тебе такая пластмассовая партия в яркой упаковке? Деньги на ветер, да и только.
Все руководящие органы всех инкарнаций партии Навального были практически полностью укомплектованы его сотрудниками из Фонда борьбы с коррупцией. Это, конечно, тоже признак партийного строительства понарошку — пришел в офис, собрал подчиненных, велел им записываться в партию; кого же они изберут своим лидером? Вот это дублирование двух структур, реальной и фейковой — зачем оно? Партия Алексея Навального называется ФБК. Ей не нужна регистрация в Минюсте, она не претендует на роль в кремлевской политической системе, она реально существует уже много лет и в известном смысле давно стала настоящим политическим игроком — усилиями ФБК ломаются карьеры, уничтожаются репутации высших чиновников вплоть до премьер-министра, с ФБК вынуждены считаться вообще все и в оппозиции, и во власти. Но то ли консервативные предрассудки, то ли еще что-то заставляет Навального упорствовать в создании никому не нужной формальной партийной структуры.
Государственная атака на ФБК, самая сильная в его истории, с обысками в офисе, блокировкой счетов и безумным уголовным делом, кажется, уничтожает ФБК как НКО, занимающуюся антикоррупционными расследованиями. Но эта же атака, про которую всем понятно, что причина ее — не отмывание, а политика, и прежде всего нынешнее мосгордумовское противостояние, — становится фактически первым и сразу максимально громким актом государственного признания ФБК как политического субъекта. Партию Навального в обход Минюста и Центризбиркома регистрирует Следственный комитет. Уголовное дело наделяет политическую группу субъектностью гораздо убедительнее, чем ее устав. Навальный выйдет из спецприемника и обнаружит, что у него есть признанная государством партия. Прогресса, будущего — забудьте, пластмассовые названия придумывать уже не надо. ФБК — это и есть партийный бренд, который власть только что зарегистрировала.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.