«Двойная сплошная не может быть статичной»: про кого еще теперь нельзя писать в российских СМИ
В новой колонке Олег Кашин обсудил закрытие издания Russiangate из-за материала о даче директора ФСБ Александра Бортникова и предположил, что власть сдвигает ту самую «двойную сплошную», о которой говорила Елизавета Голикова, возглавившая полтора года назад РБК.
Когда цензурные ограничения сформулированы ясно и четко, работать гораздо проще, это не минное поле, на котором куда ни ступи — рванет. Каждая мина обозначена и огорожена «двойной сплошной». Не пиши о Путине и о патриархе, и все будет хорошо. Так, по крайней мере, это выглядит в теории.
Но на практике почему-то всегда обнаруживается какая-нибудь неучтенная и неогороженная мина — вот как Бортников у Russiangate. Пострадавшим журналистам в этой ситуации подошел бы диссидентский лозунг советских лет «Уважайте вашу конституцию», хитрость которого заключалась в том, что тоталитарный режим почему-то был не в состоянии удержать себя в рамках им же самим написанных законов, и единственной общественной силой, готовой бороться за эти законы и требовать их выполнения, оказывалось не государство, а его враги. Сейчас все то же самое — если бы четкое правило «не трогать Путина и патриарха» соблюдалось властью и лояльными ей собственниками СМИ, проблем бы не было, но почему-то именно власть, сама навязавшая это правило, каждый раз находит какие-то новые запретные темы сверх тех, которые обозначены публично и прямо. Почему-то двойная сплошная не может быть статичной — она не лежит спокойно посреди дороги, а постоянно ползет по ней так, что полоса, по которой едет журналист, делается все более и более узкой.