Художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, раскритиковал закрытие выставок и спектаклей, цензуру в искусстве и «сталинский» лексикон министерства культуры. Речь прокомментировали в Кремле — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал не путать цензуру с госзаказом на те или иные произведения. «Дождь» поговорил с художественным руководителем театра «Гоголь-центр» Кириллом Серебренниковым о финансировании культуры и о том, поддержит ли Райкина театральное сообщество.
На съезде Союза театральных деятелей много вопросов было про финансирование культуры, в частности, Райкин жаловался на субсидирование «Сатирикона». Насколько эта проблема актуальна?
В кризис военные расходы увеличиваются, на здравоохранение и образование — сокращаются. Думаете, на культуру останется? Конечно, ее тоже серьезно сократят, нужно всем готовиться к тяжелым дням.
Вы, наверное, слышали выступление Райкина…
Совершенно блистательная речь: честная, эмоциональная, я понимаю, о чем он говорит в каждом слове. Я знаю, что у Райкина какие-то люди срывали спектакли, писали доносы и прочее, это все началось совсем недавно, и он знает, про что он говорит. А вот этот круглый стол в Общественной палате, где был практически открытый конфликт Константина Аркадьевича с господином [первым заместителем министра культуры РФ Владимиром] Аристарховым, который посмел его учить, как надо жить и что такое государство. Они говорят: государство — это мы, и мы будем решать, что народу нужно, а что не нужно. Все возвращается к самому убогому совку.
Райкин в своей речи намекал, что активисты, которые громят выставки, делают это небесплатно и министерство культуры никак им не противодействует.
Это часто проплаченные, нанятые люди. Я помню тех людей, которые приходили под «Гоголь-центр» с демонстрациями против меня. Это люди, которые не только в театре не были в жизни своей ни разу, но их просто где-то на Курском вокзале наняли за 100 рублей, даже не за 500. Это, очевидно, технологии определенные.
Какие могут быть последствия у этого выступления для Райкина и «Сатирикона», который испытывает сейчас финансовые трудности?
Уже пошли комментарии мерзкие. Я в этом вопросе оптимистом не являюсь. Но молчать невозможно уже было, гиря до полу дошла. Если молчать, они всех просто удушат по одному.
В плане цензуры?
Да, удушат или запугают. Достаточно же одной показательно порки, и все испугаются на всю жизнь. И опять будет убогое советское искусство, которое даже в лучших своих образцах изъяснялось не человеческим, а эзоповым языком.
Райкин говорил, что нет консолидации в театральном сообществе по этому вопросу.
Определенная консолидация есть. Есть люди, которые друг друга слушают, слышат и поддерживают. Просто театральное сообщество, как и вся страна, очень разнородное, и есть люди, которые наверняка искренне считают, что современный театр нужно сжечь в газовых камерах, что это генетический мусор. Театральное сообщество — модель того, что происходит в стране.
Многие в сообществе поддержат Райкина? Вот вы, например, поддержите?
Я поддерживаю, потому что это порядочнейший, потрясающий и — неудобно это произносить — это великий артист. Безусловно, он является национальным достоянием, а не какие-то чиновники, чьи фамилии мы завтра забудем, а вонь от них останется. Его вес достаточно серьезен и в сообществе, и в обществе. Поэтому я думаю, что то, что он сказал, будет поддержано и рассмотрено большим числом людей. Потому что многие тоже чувствуют цензуру и сталкиваются с катастрофическим снижением субсидирования культуры, если она не пропагандистская. На пропаганду деньги будут всегда. А на культуру и искусство будет все меньше и меньше. Государство, когда говорит про госзаказ, имеет в виду именно пропаганду. Что еще оно будет заказывать?
Полина Никольская
Фото: Гоголь-центр