Грузинская мечта: начало или конец?
Мария Лекух об окончательной смене власти в Грузии.
Президентский дворец пуст. Первый постоялец его покинул, второй пока не заехал и еще не понятно, решится ли на переезд. Сегодня лишь недавно амнистированные премьером Иванишвили преступники выстраиваются в очередь за справками, которые подтверждают: на свободе они находятся на законных основаниях.
Здание правительства Грузии — символ: как радостных перемен, — в начале 2000-х в стране электричество давали на два часа в день, а сегодня притормаживающая грузинская экономика все равно одна из самых быстрых в регионе, — так и того, что грузины называют «режимом Саакашвили».
Про уходящего премьера Бидзину Иванишвили знают тоже все. Перед выборами он пообещал отдать потребительские кредиты всех грузин. Были и те, кто брал деньги перед голосованием просто потому, что Бидзина — богатый и обещал отдать все сам. После выборов оказалось, что новый премьер нигде ни словом не обмолвился о том, что вернет долги граждан банкам. Это просто мечта, которая могла стать реальностью.
Шота Абхазава, бизнесмен: «Всех подвели к мысли, что надо взять калькулятор и разделить его (Иванишвили — ДОЖДЬ) гипотетические один, три, пять восемь миллиардов долларов сначала на все население Грузии — нет, неинтересно, — на каждого, кто проголосует за Иванишвили — ведь не будет же он давать сторонником Саакашвили. Посчитали — получилось неплохо. Надо успеть проголосовать. Внушили, что он будет все давать. Повысит пенсии, понизит стоимость бензина. В общем, все, что нужно платить, они понизят, все, что нужно получать — повысят, и будет счастье. И год назад было ясно, что будет сейчас — а сейчас большая депрессия в стране. Люди привыкли к бешеному росту, они адаптировались, а сейчас начали ощущать отрицательное ускорение. Экономика остановилась: собираемость налогов упала, заказов от государства тоже становится меньше. В самом начале правительство Иванишвили сделало уникальные ошибки: оно собрало день — по инерции собираемость налогов была на определенном уровне. И вместо привычной для предыдущего правительства растраты этих денег на всякие инфраструктурные проекты они просто «обескровили» экономику. И долгое время гордились тем, сколько сэкономили средств».
Кого бы сейчас ни выбирала Грузия — это выбор между Саакашвили и Иванишвили. И этот последний на сегодня бой остался за создателем «Грузинской мечты». Кандидат в президенты Грузии от правящей коалиции Георгий Маргвелашвили финишировал с 62 процентами голосов. Уже больше года назад Саакашвили преобразовал президентскую Грузию в парламентскую. Дело в том, что по закону он не мог стать президентом в третий раз, и предложил парламенту изменить государственный строй. Современная Грузия — парламентская республика, а президент, как и президент Германии, например, выполняет лишь представительские функции.
Мамука Гамкрелидзе, телеведущий, бывший посол Грузии в Китае: «Он (Маргвелашвили — ДОЖДЬ) замечательно просчитал все. Он выиграл выборы, выгнали с позором Саакашвили, и они освободились. От чего они там освободились, я так и не понимаю, но они это поймут лет через пять обязательно. Будет опять фрустрация у народа, они опять окажутся у разбитого корыта и не получат ничего. Но Иванишвили тоже все отлично просчитал и уходит с авансцены — уходит от ответственности. Он выстраивает тут государство олигархического типа. Но олигархия — это несколько разных команд, несколько семей, несколько кланов, которые руководят правительством. А здесь, получается, один человек. Ему будет очень сложно».
Семнадцатого ноября новый президент Георгий Маргвелашвили вступит должность, и почти одновременно с его инаугурацией политику покинет человек, который привел его к власти. В отставку собрался сам Бидзина Иванишвили. В «Грузинской мечте» неожиданный шаг своего лидера объяснили попыткой побороть склонность грузин видеть в правителе мессию. Но в политике так не бывает. И в результате не только оппозиция, но и бизнес видит в уходе Иванишвили простой расчет: за авансы и обещания надо платить, а денег у государства нет. И премьер решил переложить ответственность за грядущую катастрофу на другого, чтобы затем вернуться вновь в роли спасителя нации.
Вопрос, кто займет его место, пока остается открытым. Имя, которое сегодня называют и в том, и в другом лагере — Давид Сергиенко. Сейчас он министр здравоохранения, а был личным доктором детей премьера. Известно про него крайне мало, нет даже статьи в Википедии, но вероятный курс своей внутренней политики кандидат уже знает — Грузия будет социальным государством:
В череде грузинских лидеров этот вероятный кандидат меньше всего похож на человека, от которого стоит ждать самостоятельных действий. Он — один из самых близких Иванишвили чиновников нового правительства. Он называет Аджарию Аджарской АССР и вместе со своим лидером считает, что попытка превратить Батуми в туристический рай — невероятная глупость. Впрочем, в этом уверены и сами жители Батуми, у которых новые отели отняли основной заработок — сдачу внаем комнат отдыхающим.
Давид Сергиенко: «Там живут очень мудрые люди, как и в других уголках страны. Они понимают, что вот эти проекты для улучшения туристической инфраструктуры и Батуми, и Аджарской АССР были проведены не из кармана «Единого национального движения» — это были налоги, которые они сами платили».
Спрогнозировать, сколько продержится у власти новый лидер, сейчас не возьмется никто — как никто не рискнет оценить последствия резкой остановки предыдущего курса развития страны. Впрочем, есть в списке ожидания избирателей Грузии пункт, за который политику простят многие ошибки — это восстановление отношений с Россией. Сейчас дело стронулось с мертвой точки, но идет медленнее, чем ждут производители «Боржоми» и вина. А до главного — возвращения русской дипмиссии в Тбилиси — еще месяцы, если не годы переговоров. Чуть ли не вся Грузия ждет возможности без проблем пересекать самую протяженную границу страны, но никто в стране не готов смириться с обязательным на сегодня условием — признанием Абхазии и Южной Осетии. Человек, который сможет договориться с Москвой, гарантированно просидит в своем кресле не меньше, чем некогда главный герой Грузии — Михаил Саакашвили.