Злобин: Москва должна стать главным успехом Обамы
Президент США Барак Обама меняет посла в Москве. Вместо Джона Байерли эту должность займет директор по России в совете национальной безопасности Майкл Макфол, ведущий эксперт по России в команде президента Барака Обамы и идеолог российско-американской перезагрузки.
По данным газеты "Коммерсантъ", если сенат быстро его утвердит, то в Москву он может прибыть уже этим летом. Назначение одного из ближайших советников Барака Обамы на должность посла в Москве свидетельствует об особом значении, которое придает президент США отношениям с Россией. Майклу Макфолу предстоит придать второе дыхание перезагрузке, и, прежде всего, найти взаимоприемлемое решение проблемы ПРО. Новое назначение обсуждаем с политологом Николаем Злобиным, директором российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности.
Макеева: Разве у Байерли так уж плохо получалось? Только что, в конце концов, объявили, что визы россиянам будут на 3, а не максимум на 2 года давать. А то, что по ПРО не так ловко переговоры шли, разве же это вина Байерли?
Злобин: Я думаю, Байерли достаточно хорошо работал в Москве и решал те задачи, которые перед ним ставились. Просто меняются задачи, и с точки зрения Вашингтона, и с точки зрения личных планов Барака Обамы, ему, безусловно, нужен свой человек в Москве. Майкл Макфол крайне близок к президенту США. Он не только является в значительной степени идеологом нынешней политики перезагрузки, но он является человеком, который имеет очень хорошие связи в России в разных социальных кругах, у него есть много друзей. Он практически всю жизнь занимается Россией как эксперт, как аналитик. Он знаком с этой страной очень хорошо. Я думаю, что для президента Обамы крайне важно иметь здесь человека, на которого он может положиться лично, который имеет прямой выход в президентский офис в Вашингтоне, и который при этом способен помочь в президентской кампании Обамы, представить американо-российские отношения как большой успех нынешней администрации.
Макеева: Определенным успехом Обамы на посту президента являлась «перезагрузка» отношений с Российской Федерацией, с Москвой. Казалось бы, что менять послов, менять команду следовало бы в тех случаях, когда не очень хороши дела. И в этом смысле мне кажется довольно странным менять именно московского посла, российского. Может, где-то в странах арабского мира следовало бы поменять послов? Что вы думаете об этом?
Злобин: Я вообще думаю, что американцы любят менять послов. В принципе, это нормальная вещь. Эта команда президентская и политическая, все они работают на тот курс, который вырабатывает Белый дом. В этом смысле перестановки внутри команды – нормальное явление в американской политике. Макфол в этом смысле – человек отчасти уникальный, он не карьерный дипломат, он известный эксперт-аналитик, автор довольно неплохих книг о России, о сравнительной политологии. Он хорошо знает ситуацию в других странах мира, он занимался серьезно Китаем, Ираном, сравнением различных политических систем и даже руководил соответствующим институтом в Стэнфордском университете. У него довольно глобальный взгляд на вещи, поэтому, мне кажется, это будет усиление команды Обамы в Москве, в частности. А главная задача Макфола заключаться будет в том, чтобы превратить политику перезагрузки не просто в тактическую линию администрации Обамы, которая была объявлена в 2008 году, а попытаться сделать политикой, по крайней мере, двух президентских сроков, то есть превратить ее в стратегическую линию и помочь с этой точки зрения Обаме выиграть выборы 2012 года. Еще раз повторяю, Москва должна быть успехом президентской администрации, главным, может быть, успехом во внешней политике.