Чудеса ручного управления: как разобрались с «борзотой» на заводе-банкроте и как нашли деньги на долги по зарплатам рабочих
Начиная с 2015 года рабочие Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий не получали зарплату. Они даже записали обращение к Владимиру Путину, но оно не попало в эфир «Прямой линии», хотя Путин вспомнил о нем на встрече с исполняющим обязанности губернатора области Евгением Куйвашевым. Софья Гройсман рассказала, как внимание Путина довело завод до банкротства и чем закончилась история с неуплаченными зарплатами.
Рабочие Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий не получали зарплату с 2015 года. Долги копились, они обивали пороги всех возможных инстанций, писали мэру, в прокуратуру и в Единую Россию, но денег не было.
Наталья Вахонина, главный редактор АИ «Между строк»: Еще перед выборами эти люди выходили на связь с нами и рассказывали о ситуации. Жаловались, что они подавали жалобы везде. Все спускалось на уровень районной прокуратуры. И на этом вся история заканчивалась.
В итоге рабочие обратились на «Прямую линию» к президенту. В эфир их жалоба не попала, президент рассказал об этом спустя месяц — на встрече с исполняющим обязанности губернатора области Евгением Куйвашевым.
Владимир Путин: Вот, скажем, одно из обращений. Нижнетагильский завод теплоизоляционных изделий, владелец якобы <…> заявил рабочим: «Пока президент лично ко мне не обратится, ничего не получите». А заработную плату не выплачивают достаточно долго. Во-первых, надо понять: если это так, то откуда такая «борзота», такое хамство по отношению к людям. Вы и сами на это посмотрите, но, думаю, что, может быть, этого будет недостаточно, я еще попрошу не местную, а именно Генеральную прокуратуру разобраться.
К моменту приезда Путина в Екатеринбург разбирательства шли уже не первый месяц. Уголовное дело о невыплате зарплат было возбуждено осенью прошлого года — завод должен 13 миллионов рублей 195 работникам. 10 июля объявили о возбуждении еще двух дел — уклонение от налогов и хищение средств завода. Расследование взял под личный контроль Александр Бастрыкин, местные власти созвали экстренное совещание.
Алексей Шабуров, Редактор ИА «Политсовет»: Местные силовики в курсе были. Местные власти в ситуацию не вмешивались. Не первый случай. В том году было, когда работники жаловались на других заводах точно так же. Власти начинают шевелиться, действительно, когда дело доходит до Путина или до каких-то акций протеста. После этого включаются. Ситуация не первая такая. У нас много проблемных предприятий, реагировать начинают после того, когда в это дело втягивают Москву.
Проблемный завод был основан в середине 1960-х и специализировался на производстве теплоизоляционных материалов. Нынешний собственник, Денис Кокорин получил акции завода от своего отца Вячеслава Кокорина. В местных СМИ последнего называют криминальным авторитетом. Второй владелец живет в Челябинской области. Накануне приезда Путина завод объявили банкротом.
Сейчас руководители завода под давлением прокуратуры в срочном порядке ищут деньги на выплаты рабочим. Два миллиона нашлись на личном счете Кокорина, он уже перевел их на счет, с которого выплачивают долги сотрудникам. Однако их хватило не всем.
Павел Евгеньевич, бывший сотрудник Нижнетагильского завода: Сейчас денег пока нет, сказали. Я ездил в Сбербанк. Несколько выдали и денег нет. Народ поступает. Денег, говорят, нет. Два миллиона денег раздали. Было всего человек десять.
Не получила пока выплату и автор обращения к Путину, бывший оператор котельной на заводе Елена Аврамова. Предприятие задолжало ей 132 тысячи рублей.
Елена Аврамова, бывший оператор котельной Нижнетагильского завода: У меня есть решение суда Арбитражного, определение суда, чтобы выплатить немедленно задолженность, но мне пока никто не звонил, ниче. Я только слышу всю информацию по телевизору. Кто успел — получили. Кто не успел — нет.
В прокуратуре Нижнего Тагила пообещали выплатить большую часть задолженности уже сегодня. В Кремле тем временем рассказали о новой практике президента — на встречу с губернаторами он приходит со стопкой жалоб от местных жителей, которые поступили на «Прямую линию».
На превью: Алексей Никольский / РИА Новости