Замгоссекретаря США: 60 процентов русских любят Америку
Накануне Сергей Лавров сделал ряд заявлений об отношениях США и России, после встречи с госсекретарем Джоном Керри. В частности, он подчеркнул, что Москва и Вашингтон постепенно выступают за снижение раздражителей в отношениях. О каких именно раздражителях говорил глава Российского МИД – мы поговорили с Тарой Соненшайн, заместителем госсекретаря США.
Макеева: О каких существующих раздражителях идет речь?
Соненшайн: Прежде всего я хотела бы сказать, что я приехала в Москву для того, чтобы работать на вполне позитивной повестке дня в рамках двусторонней президентской комиссии и продолжать нашу совместную работу в области медиа, культуры, искусства, спорта. Я здесь также для того, чтобы принять участие в праздновании сорокалетней годовщины программы «Фулбрайт» в России. Это программа, которая обеспечивала образовательные обмены много лет. Также я для того, чтобы принять участие в работе в области публичной дипломатии. Сегодня я была в Американском центре в Москве. Для меня это возможность встретиться с различными представителями культурной среды, рабочими группами по СМИ, образованию, культуре. Я очень рада здесь быть и иметь возможность прийти в вашу студию.
Зыгарь: У нас часто создается впечатление, что в России очень велик в последние время уровень антиамериканизма, в том числе, большие усилия прилагают представители власти. Вспомнить хотя бы последнее послание президента Путина к Федеральному Собранию. Фактически речь была очень антиамериканской. Заметно ли это из Вашингтона? Если да, как вы намереваетесь с этим бороться?
Соненшайн: Я думаю, если посмотреть на отношение американцев к России, если посмотреть на отношение россиян к США, они очень похожи, цифры довольно высокие. Если спросить обычных людей в США, вы положительно относитесь к России, около 60% ответят «да». Если вы спросите обычных россиян, вы хорошо относитесь к Америке, примерно 60% ответят «да». Я думаю, рейтинги популярности – вещь, конечно, хорошая, но реальный вопрос состоит в следующем: если у нас совместная работа, совместное участие в тех сферах, которые имеют смысл для обычных людей, - здравоохранение, бизнес, работа, образование, те, которые действительно определяют жизнь обычных людей, это важные вещи в контексте между нашими странами. Нужно помнить о человеческом измерении в отношении. Я занимаюсь публичной дипломатией. Публичная дипломатия во главу угла ставит отношения между людьми.
Макеева: Вы говорите об отношениях народов, между людьми и о публичной дипломатии. Кажется, что в последние месяцы эта ситуация стала меняться. Важную роль здесь играет ситуация с российскими усыновленными детьми в США. В данном случае молчание Америки, например, выступление представителей правоохранительных органов со словами, что мы не будем давать комментарии до окончания расследования, производят, возможно, плохое впечатление на широкую публику в России, потому что в России это сразу воспринимается так, что если они молчат, значит, им есть, что скрывать. Вы специалист по пиару, вы работали в Москве, вы знаете, как мыслят русские люди. Что с этим можно сделать?
Соненшайн: Когда вы упоминали детей, здесь есть это человеческое измерение, человеческий фактор. Люди считают, что дети заслуживают дом, что дети должны жить в добром доме с теми, кто их любит. В течение многих лет граждане США усыновили примерно 60 тысяч детей из России. Мы открыли наши сердца и дома этим детям, потому что в основном мы считаем, что если есть дети, которые хотят семью, и если есть семьи, которые готовы открыть свой дом и сердце для ребенка, где бы он ни находился, это позволяет сформировать особую связь между родителями и ребенком, независимо от того, в каком бы обществе находитесь. Я всегда очень рада, когда я вижу, что есть люди, которые хотят усыновлять детей, из любой части мира, детей больных, с особыми потребностями. Это то, что мы все должны ценить.
Зыгарь: Я правильно понимаю, что вы не обеспокоены тем, что до России все чаще доносятся новости об очередных несчастных случаях или странных случаях с усыновленными детьми, и это очень негативно влияет на общественное мнение в России?
Соненшайн: Большинство людей, которые знают Америку, американцев, знают, как мы ценим безопасность, благосостояние и здоровье детей. Поэтому если что-то происходит с ребенком в нашей стране, законы у нас в высшей степени суровы, и расследование будет проводиться очень тщательно, жестко. Если посмотреть на то, как детей усыновляли и как эти дети потом жили, в голову мне приходит пример: российский ребенок, которого усыновили в США, сегодня вырос ион сейчас член программы обмена в России и занимается привносит вклад в российское общество. О таких сюжетах надо помнить. Где бы вы ни увидели такой сюжет, о нем нужно помнить, он о многом говорит – о детях, которые усыновлены, вырастают о возвращаются в страну, где родились, для того, чтобы сделать этой стране добро. О таких сюжетах надо рассказывать.
Зыгарь: Закон Димы Яковлева был принят в России в ответ на принятие Американским конгрессом закона Магнитского. Сейчас мы находимся в преддверии очередной вехи на этом пути. Я так понимаю, через три дня Госдеп должен опубликовать список Магнитского, который предусмотрен этим законом. Видимо, будет опубликован некий список российских официальных лиц, которым будет отказано в американских визах. Можете ли вы сейчас поделиться своим представлением о том, каким будет этот список? Каковы будут последствия публикации этого списка?
Соненшайн: Правительство сейчас находится в процессе применения законодательства, поэтому я не могу комментировать то, чего не знаю, но мы в процессе применения закона. в моем мире я говорю людям, чтобы они устремляли свой взгляд в долгосрочную перспективу. Отношения между разными странами проходят через разные стадии, через разные циклы, сложности, различия, задачи. Я думаю, нужно не терять общий обзор всей картины в целом в долгосрочной перспективе и не застревать в краткосрочных циклах и новостях. Я понимаю, вам хотелось бы узнать результаты. Как бывший журналист я знаю, вам было бы очень радостно получить этот сюжет, но этот процесс просто еще не завершен.