Зачистка Махачкалы продолжается. Дагестанские деньги остались без присмотра
В Махачкале тихий бунт против ареста мэра Саида Амирова. Его первый зам заявляет в Лефортово, инвалиду Амирову угрожает смерть, у него обострился диабет, за «папу Северного Кавказа» вступился ряд депутатов народного собрания, а суд принял жалобу на его арест.
Между тем, обещанные зачистки продолжаются. Ушел в отставку главный банкир Дагестана. Глава регионального отделения Сиражутин Ильясов покинул свой пост после 20 лет работы. Именно в эти годы дагестанские банки прославились на всю страну изысканными махинациями. О том, чем отличись банкиры из Дагестана – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Об отставке Сиражутдина Ильясова стало известно сегодня. Однако, по официальной версии, озвученной сегодня в Национальном банке Дагестана, она состоялась еще 27 мая, то есть за неделю до громкого ареста Саида Амирова.
По утверждению его заместителя Шамиля Абуева, Ильясов ушел по собственному желанию. По данным информагентства РИА Дагестан, в отставку его никто не отправлял, а он сам ушел на пенсию. Мало того, за несколько дней до ухода, коллектив Нацбанка устроил пышные проводы своему шефу. Оснований выйти на пенсию было достаточно: Ильясов руководит Национальным банком Дагестана еще с 1992 года. Однако, по данным газеты «Известия», на самом деле отставка связана с чередой скандалов, которые разразились в последнее время вокруг дагестанских банков.
Мало того, теперь в отставку уйдет все руководство дагестанского Нацбанка, а из Москвы приедет целая группа контролеров, чтобы разобраться с происходящим в дагестанских банках. По мнению известного эксперта по кавказской политике Максима Шевченко, все это стало возможным после ареста мэра Махачкалы Саида Амирова.
Максим Шевченко, журналист, главный редактор портала «Кавказская политика»: Он был связан с Саидом Амировым, с этим кланом. Сейчас начнется перераспределение очень важных постов, связанных с финансовой сферой жизни Дагестана. Это перераспределение еще будет некоторое время Дагестан беспокоить. В целом, оно пройдет, особых потрясений не будет.
В руководстве дагестанского ЦБ слухи о внеплановых проверках категорически опровергают. Так это или нет, но проверить и правда есть что. Действительно, за последние годы дагестанский, так сказать, «банковский сектор» прогремел на всю страну. Начнем с того, что эта маленькая в масштабах страны республика, один из самых депрессивных с точки зрения экономики регионов, оказался невероятно развит в плане финансовых услуг. Именно Дагестан занимает третью строчку среди всех регионов после Москвы и Санкт‑Петербурга по количеству зарегистрированных в нем банков. Впрочем, банки эти больше известны своими махинациями. В последнее время было лишено лицензии сразу несколько кредитных организаций, работающих в Дагестане. Это банки «Эксперсс», «Витас», «Дербент‑кредит», Трастовый банк «Трансэнергобанк». Во все случаях проверяющие органы столкнулись с совершенно невероятными фактами. Руководство банков нарисовало фиктивные вклады на миллиарды рублей, причем значительная часть из них был привлечена за несколько дней до лишения лицензии. Эти нарисованные в документах вклады использовались для выдачи фиктивных же кредитов, а также вложений в несуществующие ценные бумаги. Причем все эти операции исчислялись миллиардами рублей. Дошло до того, что Махачкалинскому райсуду пришлось арестовать несуществующие вклады, чтобы так называемые «вкладчики» не могли требовать по ним компенсаций от Агентства по страхованию вкладов. Как предполагается, все эти схемы использовались для легализации и обналичивания криминальных денег. В частности, по данным Росфинмониторинга, за 9 месяцев прошлого года только в «Трансэнергобанке» было обналичено 27 млрд рублей. Это примерно несколько грузовиков с наличностью. Между тем, согласно существующему порядку, именно дагестанский ЦБ и его руководитель Сиражутдин Ильясов должны были бороться с этими схемами.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ: К сожалению, в России за банковский надзор отвечает региональное отделение Центрального Банка, то есть центральный офис отвечает с инспекцию, а надзор осуществляется на местах. История с дагестанскими банками хорошо известна. Если Игнатьев ничего не делал с Ильясовым, значит, он должен какую-то ответственность за это нести.
На смену Ильясову, по идее, должен прийти человек из команды нового руководителя республики Рамазана Абудлатипова. В прессе называют имя нынешнего главы правительства Дагестана Мухтара Меджидова. И если это назначения выглядит вполне очевидным, то вот вопрос о том, прекратится ли миллиардная обналичка через дагестанские банки, по‑прежнему остается открытым.