Зачем мелочиться? Сечин может получить ТНК-BP целиком
«Роснефть» купит российскую половину ТНК-ВP. По данным британской прессы, консорциум AAR cогласился продать свою долю за 28 млрд долларов. Таким образом, государственная «Роснефть» под управлением бывшего вице-премьера Игоря Сечина может целиком поглотить одну из крупнейших российский нефтяных компаний. С подробностями Лев Пархоменко.
Пархоменко: Рамочное соглашение между «Роснефтью» и членами российского консорциума Леонардом Блаватников, Михаилом Фридманом, Виктором Вексельбергом и Германом Ханом подписано накануне вечером. Об этом сообщает британский телеканал Sky News со ссылкой на свои источники. В консорциуме AAR и «Роснефти» это сообщение пока не комментируют, источники ДОЖДЯ в госкомпании опровергают сообщение британцев.
Впрочем, после того, как британцы официально заявили о намерении выйти из компании, вариантов того, каким образом будет перепродана компания, в российской и зарубежной прессе появлялось множество. Так или иначе AAR официально заявлял, что не намерен становиться партнером «Роснефти» и выйдет из компании, если последняя приобретет британскую долю. Такой вариант развития событий стал все больше становиться реальным после того, как одобрение на покупку британской половины ТНК-ВР Сечин получил лично у Путина.
Интересно, что после того, как в середине прошлого года окончательно сорвался альянс ВР и «Роснефти» на российском шельфе, AAR предлагали выкупить их долю. Тогда, по сообщениям СМИ, российским олигархам предлагали более 30 млрд долларов, но они отказались. Теперь они готовы продать свою долю и за меньшие деньги. Несмотря на то, что предложение меньше, оно все равно остается очень щедрым. 28 млрд за 50% – это на 40% выше нынешний рыночной цены. Кроме того, за последний год ситуация с акционерным конфликтом внутри ТНК-ВР настолько ухудшилась, что российские совладельцы стали более сговорчивы.
Крюков: Думаю, что в данном случае у AAR уже были более слабые позиции относительно положения прошлого года, потому что BP уже вела активные переговоры с «Роснефтью». И если бы «Роснефть» купила 50% в ТНК, то вряд ли бы она остановилась на 50% и, скорее всего бы, вела речь о консолидации бизнеса, и в этом случае AAR могли бы быть предоставлены менее выгодные условия.
По сообщению Sky News, ВР намерена продать свою долю в российской компании вне зависимости от результатов сделки между «Роснефтью» и ТНК-ВР. Впрочем, эксперты в этом сомневается. ВР нужно совместное предприятие с «Роснефтью», чтобы получить доступ на российский шельф. И если их партнером по ТНК-ВР вместо AAR станет Сечин, то необходимость создавать новую компанию отпадет сама собой. Вопрос в том, будут ли готовы работать британцы вместе с «Роснефтью» на паритетных началах, как это было с консорциумом олигархов. Ведь один раз эта схема уже себя дискредитировала. С Сечиным британцам будет работать проще – уверен, партнер Rusenergy Михаил Крутихин.
Крутихин: ТНК-BP с «Роснефтью», скорее всего, смогут работать, хоть и с большим трудом. Но альянс «Роснефти» и BP мне тоже очень трудно себе представить. По одной простой причине: BP все-таки беспокоится об интересах своих акционеров и ведет себя как нормальная коммерческая компания, а у «Роснефти» очень часто затеваются проекты, которые заведомо нерентабельны, но политически необходимы российскому руководству.
Что касается денег, на которые будет совершенна столь крупная сделка, то их «Роснефти» должно хватит. В сентябре в прессе появилась информация о том, что госкомпания намерена привлечь кредит у ряда банков на 15 млрд долларов. Как раз, эти деньги вероятно и пойдут на покупку. Если понадобится, компания сможет занять еще, она может себе это позволить. Кроме того, при выкупе британской доли, могут быть использованы в качестве оплаты и собственные акции «Роснефти» и допуск британцев на российский шельф. Впрочем купить ТНК-ВР целиком, за более чем 50 млрд долларов, Сечину будет очень сложно.
Ну и наконец, если «Роснефть» все же купит ТНК-ВР, то на ее долю будет приходиться больше половины всей российской добычи нефти. Последствия такого ситуации на этом рынке будут неутешительны.
Крутихин: Да, уже сейчас «Роснефть» у нас самый крупный игрок. Если она еще поглотит ТНК-BP активы, то тогда она станет монстром, гигантом на российском рынке. Как всегда, это скажется на качестве управляемости и ничего хорошего не принесет. Я думаю, что на нашем рынке нефтяном нужно развивать малые компании, которые могут мелкие месторождения осваивать, а не давать волю гигантам.