«За Украину никто воевать не будет»: политтехнолог из Киева рассказал, почему страна продолжает готовиться к вторжению
Россия объявила о высылке заместителя посла США Барта Гормана. Это еще не разрыв дипотношений, однако речь о втором по значимости дипломате в посольстве, и это еще один знак ухудшения отношений между странами, хотя, казалось бы, куда уж хуже. Причины такого решения не называются. Сам посол США в России Джон Салливан 17 февраля побывал в российском МИДе, где ему вручили заявление Москвы. Это ответ на ответ американцев по так называемым гарантиям безопасности. Россия потребовала, чтобы НАТО объявило о политике закрытых дверей, официально отказало в членстве Украине и вернулось к статус кво 1997 года, то есть отвело вооружения из стран восточной Европы. Над текстом этого послания Владимир Путин думал 20 дней. Ответ США и североатлантического альянса поступил в Москву 27 января.
В тексте говорится следующее: США «перекрутили» предложения России по гарантиям безопасности в сторону создания преимуществ для Вашингтона и их союзников, а также выбрали только удобные для себя темы; Россия настаивает на выводе всех сил и вооружений США из Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы, а также из Прибалтики. И это далеко не все.
Еще накануне казалось, что как будто наступила разрядка, Россия заявила об отводе части своих вооружений и солдат от границ, Минобороны публикует видео с движением техники по Крымскому мосту. Но одновременно официальные лица на Западе заявляют, что не верят, как там выражаются, дезинформации. CNN со ссылкой на высокопоставленного чиновника пишет, что вместо отвода войск Россия стянула к границам Украины дополнительные 7 тысяч военнослужащих. Издание Politico не исключает, что атака будет совершена после 20 февраля и закрытия Олимпийских игр.
Представители Совета национальной безопасности и Минобороны Украины, а также ряд военных экспертов говорят о том, что для полномасштабного вторжения той группировки, которая сейчас находится на границе с Украиной, недостаточно. Почему же тогда Украина продолжает готовиться к российскому вторжению, объясняет Борис Тизенгаузен, политтехнолог и эксперт-международник.
«Оценивать поступки руководства Российской Федерации с точки зрения каких-то линейных моделей, „чистой дипломатии“, довольно сложно: РФ во главе с Путиным решает свои задачи, наши западные партнеры решают свои задачи, а Украина прекрасно понимает, что за нее никто воевать не будет. Да, помогут финансово, помогут вооружением, но рассчитывать мы можем только сами на себя», — говорит эксперт.
По его оценкам, армия Украины образца сегодняшнего и образца 2014 года — «это две абсолютно разные армии». На обеспечение армии выделяется беспрецедентное финансирование: 6% ВВП в прошлом году, в этом планируется еще больше, рассказал Тизенгаузен. Причем уделяется внимание не только обеспечению, вооружению, но и программам по увеличению зарплат военным, а в ближайшее время украинская армия полностью перейдет на контрактную основу.
«Российское руководство пытается усадить Украину за один стол переговоров с руководителями непризнанных республик, — говорит Тизенгаузен. — Мы прекрасно понимаем, что как только произойдет полномасштабное вторжение — это будет полное обнуление Минских соглашений, и признание квази-государств ЛДНР — это тоже обнуление Минских соглашений».
«Поэтому, как бы цинично это ни звучало, пока градус высок, пока Россия прогнозирует вторжение, пока ситуация накалена, Украина будет получать помощь и готовиться, вооружаться. Данную ситуацию мы тоже используем для того, чтобы укрепиться, потому что сценарии могут быть разными», — резюмировал эксперт.
Фото: Константин Сазончик/ТАСС