Депутаты сегодня все-таки приняли пакет сенатора Андрея Клишаса: законопроект об ответственности за фейковые новости и штрафы, наказания за оскорбления органов госвласти. Обсуждение при этом выглядело немного странно. Сам автор, сенатор Андрей Клишас, предпочел не быть сегодня с депутатами, не объяснять им, что к чему, а улететь в свой регион, на Таймыр, в Дудинку. Депутаты за это не раз пошутили, собственно, о таком выборе.
Вячеслав Володин, спикер Госдумы: Несмотря на то, что Дудинка находится за Полярным кругом, там, наверно, теплее, чем сегодня здесь будет Боковой.
Обсуждению в Думе предшествовало обсуждение с представителями общественности и правительством. Правительство в лице отдельных ведомств вроде Генпрокуратуры или Минкомсвязи поначалу раскритиковало весь пакет: в таком виде его принимать никак нельзя, нормы дублируют нормы действующих законов и вообще нужно что-то делать.
Буквально за неделю все поменялось. Пришел единый отзыв правительства, в котором все-таки все поддерживают с оговорками ко второму чтению, и депутатам пришлось как можно быстрее ставить его на пленарное заседание и голосовать сегодня в первом чтении.
Евгений Ревенко, «Единая Россия»: Фейки ― это зло, и бороться с фейками, которые создают угрозу жизни, безопасности общественной, нарушению работы жизненно важных институтов, инфраструктуры, без сомнений, нужно. И данный законопроект не имеет никакого отношения ни к свободе распространения информации, ни к так называемой цензуре.
На фоне всех этих страстей обсуждение пакета в самой Думе сегодня тоже выглядело очень бурно. Депутаты спрашивали друг у друга почти три часа, что они принимают и зачем. Представители системной оппозиции, кстати говоря, критиковали пакет и говорили, что в таком виде они его точно поддерживать не хотят.
Сергей Иванов, депутат (ЛДПР): Ребята, коллеги! Уважение надо заслужить! Ведь если мы дурака не будем называть дураком, он от этого дураком быть не перестанет! Вот как я могу относиться к человеку, который под танки бросил Людмилу Николаевну, а сам уехал якобы бороться с мусором? Я его не уважаю. Я в принципе не уважаю людей, которые взяли и подписали данный законопроект. Как говорил Довлатов, мы бесконечно ругаем товарища Сталина, и за дело, но вопрос: кто написал шесть миллионов доносов? Зачем подписывать такие вещи, которые, если их исполнять буквально, будут на уши ставить всю страну?
Голосовали за, как обычно, только единороссы. А мы после голосования спросили у них, что же можно будет считать фейковой новостью и на какое оскорбление они готовы обидеться.
Борис Чернышов, депутат (ЛДПР): Когда называют Государственную Думу подлецами, когда сравнивают тех или иных чиновников: «Он вор!», делают определенные, соответственно, сравнения: или что-то он ограбил, или что-то украл.
А стоит ли за это именно штрафами наказывать?
Борис Чернышов, депутат (ЛДПР): Это предложение, которое указано в законе, за который мы не голосовали.
Дмитрий Морозов, депутат («Единая Россия»): Речь идет о принципе. Принцип мне совершенно понятен, я его разделяю. Это широкая палитра. Понимаете, когда мы говорим… Безусловно, я думаю, вы вряд ли найдете здесь человека, который считает, что свобода личности, свобода слова не является неотъемлемой частью нашего общества.
Но свобода, даже вот вспоминая классическую работу Жана-Поля Сартра, например, философа, как она называлась? «Свобода и ответственность», понимаете? Как говорила моя бабушка, слово лечит, слово калечит.
Виктор Водолацкий, депутат («Единая Россия»): Это касается и кузбасской трагедии, когда говорили о том, что триста погибло людей. Это фейковые новости о том, что на сегодняшний день на территории Луганской и Донецкой республик, о которых я только что говорил, нет никаких жертв, Украина никого там не убивает, не расстреливает. Но там гибнут постоянно десятки стариков и женщин.
― Вот если в соцсетях вас назовут, например, подлецом за то, что вы проголосовали за какой-нибудь закон, вы пойдете как-то жаловаться на него?
Дмитрий Морозов, депутат («Единая Россия»): Вы про меня говорите? Конечно, я же детский доктор, поэтому я не буду скрывать, что мне очень неприятно читать такие вещи, потому что, когда я встречаюсь лично с человеком, я могу ему все объяснить. За мной тысячи оперированных детей, я делаю только добро, но у меня есть определенные позиции, определенные поступки. И, конечно, мне неприятно, я не привык к такому отношению, честно вам скажу. Но иногда ловлю себя на мысли, что действительно… Когда есть возможность, есть встречи с людьми, наверно, ни одна моя встреча такими вещами не заканчивалась. Люди понимали меня и извинялись.
Виктор Водолацкий, депутат («Единая Россия»): Если вы зайдете в интернет, наберете, к примеру, мою фамилию, то вы увидите там десятки фейковых заявлений, обращений, публикаций в отношении меня лично. И они на 102% являются клеветническими, и никто никаких мер не принимает. Но, учитывая, что я живу по принципу «собака лает, караван идет», я на это не обращаю внимания.
Стиль прохождения пакета Клишаса заставляет вспомнить многие другие резонансные инициативы, которые на самом деле писались где-то в недрах Кремля наспех, а здесь уже депутатам приходилось работать, как говорится, с тем, что есть. Остается только догадываться, сумеют ли они в этом случае написать какие-нибудь такие поправки и как-то так поработать действительно с законопроектом, что ситуация станет не в пользу государства, как это есть сейчас, а в пользу общества. Будем следить за развитием событий.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС