Юрия Лужкова не посадят - он обо всем договорился
Есть две популярные версии, почему Лужков целый месяц откровенничал со СМИ, бил по больным местам президента и "Единую Россию". Он говорил, что Медведев будет слабым премьером, а в "Единой России" вообще люди с низким умственным потенциалом, которые обваливают авторитет партии. Эксперты разделились на два лагеря, одни считают, что Лужков играет на опережение, нападая первым, другие, что экс-мэру столицы просто развязали руки. Сторонники первой версии объясняют поведение Лужкова даже смелостью мэра, который всегда шел на риски. В частности, ситуация прокомментировал политолог Григорий Голосов.
Голосов: Это довольно обычная для Лужкова тактика - выходить в публичное пространство для того, чтобы гарантировать себе тылы, в том числе и в тех ситуациях, когда претензии к нему не носят прямого политического характера. Один раз такая тактика его даже подвела, я имею в виду, собственно, историю с отставкой, но, вообще-то говоря, она ему и помогала на протяжении его долгой политической карьеры не раз.
В таком судебном контексте любые действия против него будут трактоваться как политические, считает эксперт. Представитель оппозиции, секретарь Центрального комитета партии коммунистов Сергей Обухов объясняет эту игру Лужкова тем, что экс‑мэр знал, что против него могут завести дело, и начал играть на опережение: он ищет общественной поддержки и резонанса.
Другая версия откровенности Лужкова связана с тем, что в сентябре произошло два важных для него события, считает политолог Станислав Белковский. Во-первых, была закрыта сделка по покупке компании его жены Елены Батуриной "Интеко" ‑ силовым образом изъять компанию уже невозможно. И во-вторых, 24 сентября произошла рокировка на съезде "Единой России", после которой главный российский оппонент Лужкова Дмитрий Медведев утратил свое было влияние. Именно президент отправил экс-мэра в отставку, премьер Путин от этого дела самоустранился, и его возвращение на должность президента Лужков приветствовал в своих интервью.
Сегодняшний отказ Лужкова общаться с журналистами пока что дает основания полагать, что борьба между российскими властями и бывшим столичным мэром вряд ли продолжится. Стороны поприпирались, показали друг другу зубы и договорились. Так считает политолог Станислав Белковский.
Белковский: Дело идет к тому, что Юрий Лужков явно не станет оппозиционным вождем, вопреки ожиданиям прогрессивного человечества, которое хотело бы в нем видеть объединителя оппозиции. Впрочем, предсказывать точный ход событий пока рано. Но сценарий пока развивается в направлении тихого, неявного и неформального примирения Кремля и Лужкова, пусть со скрежетом зубовным, но все равно с точным понимаем условий, на которых это примирение достигается: Кремль не трогает Лужкова, Лужков не трогает Кремль.
Если начать давить на Лужкова, он может заговорить в менее абстрактном ключе. А в том, что ему есть что рассказать про власти за двадцать лет своего правления Москвой, мало кто сомневается.