Юрий Лужков: "Сейчас мы видим бешеный распил собственности города"
Юрию Лужкову светит уголовное дело. Сегодня - через день после того, как Лужков не явился на допрос в следственный департамент МВД по делу о деньгах Банка Москвы, Дмитрий Медведев - поручил премьеру Владимиру Путину и столичному мэру Сергею Собянину разобраться в другом деле - в незаконной передаче московской земли компаниям Елены Батуриной.
Интервью Юрий Лужков давал по телефон из Австрии. Именно поэтому он не смог явиться вчера на допрос в следственный департамент МВД. Как сказал экс-мэр, сделает это по возвращении в Москву и ответит на любые вопросы. В Москву он вернется в ноябре после международной медицинский конференции в Испании, где он выступит с докладом, и после курса лечения в Австрии. Кампанию по поглощению Банка Москвы Лужков считает ошибочной и поспешной мерой государства.
Лужков: Смена руководства и покупка этого банка – это было какой-то поспешной акцией без выяснения, без контроля, без анализа того, что есть в банке, какие у него есть проблемы, какие у него есть кредиты - обеспеченные, необеспеченные. И на Западе восприняли вот эту акцию с продажей банка как очень негативную, как неквалифицированную и замешанную, мало сказать, на какой-то спешке, но и на неграмотности, с одной стороны, а с другой стороны, на определенной целесообразности, целенаправленности против бывшего руководства банка.
Банк Москвы был основан в 1995 году правительством Москвы. Лужков подтвердил, что всегда поддерживал его президента Андрея Бородина, а вот отца Андрея Фридриховича, с которым, как писали СМИ, он был близко знаком и пообещал тому трудоустроить сына, Лужков не знал, а эти сообщения назвал "бредом и инсинуацией". Также экс-мэр сообщил, что никогда не препятствовал тому, чтобы Андрей Бородин делал успешную карьеры и даже покупал акции банка.
Лужков: Мне известно, что Бородин имел какие-то проценты в банке, да. Я помню, была информация о том, что он вместе с Алалуевым имели, по-моему, 5% банка. Меня больше интересовала московская доля, а не доля тех, кто участвовал в акционерном капитале банка. Московская доля защищалась нами, и постоянно мы отслеживали, чтобы она оставалась контрольной.
Атаку на Банк Москвы Лужков связывает со своей отставкой, а собственно отставку по-прежнему связывает с президентом Медведевым. Правда, он добавил, что к ней могут быть причастны и федеральные промышленные группы. Поименно Лужков не назвал никого, однако назвал компании.
Лужков: Конечно, Москва для этих людей, которые уже многое распилили в России, была лакомым таким объектом и это в дополнение к таким политическим неудовлетворенностям, которые испытывал наш президент по отношению к мэру Москвы, это все могло усилить решение президента к тому, чтобы меня отправить в отставку. Но сейчас мы видим просто бешеный распил собственности города. В данном случае, я не могу сказать конкретно, кто участвует в этом распиле, а вы можете это отследить по тем, кто покупает, кто купил «Метрострой». Тем более, в условиях, когда город объявил, что будет строить 35 станций. «Метрострой» в этом плане является априори приобретением сверхперспективным. Взяли, продали Sibir Energy – выгоднейшая компания, выгоднейшее наше участие. Я тогда постарался довести до 25+1 акцию, и руководство «Газпром нефти» шло навстречу. Сейчас это все продано выгодно для покупателя и невыгодно для города, потому что город, получив в этом случае какие-то деньги, теряет будущие прибыли. То же самое можно говорить о «Внуково», то же самое можно говорить и о других видах, я уже не говорю о «Банке Москвы».
Рассказал Лужков и о своих взаимоотношениях со своим бывшим замом, курирующим строительный бизнес Москвы, Владимиром Ресиным. Эти отношения всегда были натянутыми, а после отставки Лужкова Ресин удачно вошел в команду нового мэра.
Лужков: Что касается Ресина, его поведение продиктовано его личными устремлениями, его личной жизненной позицией, и говорить о каких-то эмоциях личностного плана по отношению к тому, как вел себя Ресин, я не считаю нужным. Это его совесть, это его ответ перед Всевышним, и дай бог ему, чтобы он этот ответ мог держать так достойно, как держат миллионы людей, ведущих себя прилично. Я с Ресиным не встречался, во-первых, не захотел сам, а во-вторых, эти люди боялись встречи со мной, чтобы не навлечь на себя гнев нового руководства. Несмотря на то, что Ресин работал со мной много-много лет, его назвать другом я бы не расхрабрился что ли.
Сумму сделки от продажи компании Елены Батуриной "Интеко" Лужков не раскрыл, но продажу бизнеса одобрил.
Лужков: Этот бизнес она родила, этот бизнес она сформировала, этот бизнес она развивала, этот бизнес она, я так понимаю, не потеряла, а свернула в России из-за ситуации невозможности вести в России честный бизнес, и она сделала правильно. Что касается того, получила она или не получила и сколько она получила, — я сам получаю хорошую пенсию, и мне хватает.
Желнов: Сколько, Юрий Михайлович?
Лужков: Секрет. Достаточную для того, чтобы бывший мэр Москвы ни у кого не занимал.
Давайте послушаем его ответ на вопрос, встречался ли он с Путиным после своей отставки, были ли какие-то между ними договоренности.
Лужков: Не было контактов с Путиным. С моей стороны не было никакой инициативы, чтобы пообщаться с Владимиром Владимировичем.
Желнов: Вы бы согласились на эту встречу, если бы сейчас была такая возможность?
Лужков: Думаю, что да. Я не вижу какой-то психологической несовместимости. Путин верил мне как мэру Москвы.
Желнов: Может так получится, что вы вернетесь в правительство Путина после избрания его президентом?
Лужков: Маловероятно. Если правительство тем более будет возглавлять человек, который уже назван, это просто невероятно. Я имею в виду Медведева.