«Никакие силы Минобороны ситуацию уже не исправят»: что происходит в Якутии, которая горит почти месяц
Уже третью неделю горят леса Якутии. Поселки и города в смоге, люди буквально задыхаются. Площадь возгорания превышает миллион гектаров. У региональных властей нет возможности тушить все очаги, поэтому люди пытаются остановить пламя самостоятельно. О том, как развивается ситуация в Якутии — в сюжете Богдана Бакалейко.
Более 300 очагов возгорания. Более миллиона гектаров земли в огне. Хотя еще неделю назад горело 25 тысяч гектаров — то есть в 40 раз меньше. Якутия в огне уже почти месяц. В поселениях нечем дышать, а Якутск затянуло смогом.
Марина Драган, жительница Якутска: Четвертого числа я вышла прогуляться, и уже чувствуется, что в горле начинается першение. Где-то дня четыре назад мы почувствовали очень плотный смог. Это ужасно, потому что ты выходишь, и у тебя глаза слезятся, хотя вроде бы проблем с глазами нет, горло опять начинает сильно першить. Смотришь качество воздуха — есть же приложения — оно просто ужасное было, в 38, по-моему, раз хуже нормы.
Пожар тушат и местные в отрядах добровольцев, и спасатели МЧС. Однако ни людей, ни денег на то, чтобы победить огонь, не хватает. По подсчетам «Якутлесресурса», на тушение гектара земли в регионе выделяют чуть меньше 7 рублей, тогда как по России эта сумма доходит до 300 рублей. Поэтому спасателям удается лишь защищать поселения от огня.
Но на федеральном уровне ситуацию как будто бы очень долго игнорировали. Более того, неделю назад Министерство обороны отчитывалось, что отправило на борьбу с пожарами самолет-амфибию в Турцию. Это, к слову, сильно возмутило жителей Якутии, поэтому люди начали просить о помощи в интернете. Одни создавали петиции Владимиру Путину и правительству России, другие обращались к западным звездам. Так, экоактивистка Роза Дьячковская написала Леонардо Ди Каприо, который сам довольно давно занимается вопросами экологии. Он пообещал помочь России с пожарами. Но власти Якутии сказали, что им такая помощь не нужна.
Роза Дьячковская, экоактивистка: Я написала ему в инстаграме, и он очень долго меня не замечал, три дня. И я попросила якутян писать ему, и тысячи якутян тоже ему писали в личку и комментировали под его постами, отмечали в сторис, и наконец-то он заметил. Наверное, я была самая активная, поэтому он решил написать мне.
В итоге, спустя три недели пожаров, Министерство обороны все-таки выделило самолеты Ил-76 и для российского региона.
Григорий Куксин, руководитель противопожарного отдела Greenpeace России: В целом ситуация у нас не становится лучше и не может стать лучше. Какие бы силы сейчас не бросали, хоть все силы Минобороны, хоть силы Минобороны других стран, честно говоря, это ситуацию уже не исправит, потому что ситуация уже зависима, в основном, от погоды. То есть это, конечно, не говорит о том, что пожарные не делают чего-то полезного — делают, конечно, они спасают населенные пункты, спасают наиболее ценные территории, в том числе сейчас продолжается работа по защите заповедников, национальных парков.
Куксин считает, что содержание лесной отрасли недофинансировано как минимум в три раза. На тушение нужно больше людей, тогда получится заранее гасить очаги. Также Куксин предупреждает, что ситуация Якутии может повториться на Северо-Западе страны — в Карелии и Ленинградской области. Там также появляются очаги возгорания, которые не всегда получается оперативно потушить.
Фото: Юлия Петренко / Люди Леса