«Я увидел, как он над ней нависал и наносил удары ножом»: репортаж из редакции «Эха Москвы»

Какую бумажку держал в руках напавший на Татьяну Фельгенгауэр, что рассказали очевидцы и зачем на Новый Арбат приехал автор разоблачительных сюжетов «России 24» о радиостанции
23/10/2017 - 21:34 (по МСК) Мария Борзунова
Поддержать ДО ДЬ

23 октября в редакцию радиостанции «Эхо Москвы» ворвался мужчина, ранивший ножом заместителя главного редактора Татьяну Фельгенгауэр. Журналистку госпитализировали и провели операцию. На данный момент она находится в состоянии коматозного сна в стабильно тяжелом состоянии. Нападавшим оказался 48-летний Борис Гриц, который, судя по всему, планировал нападение в течение долгого времени. Мария Борзунова разобралась, как произошла трагедия.

Нападение на заместителя главного редактора «Эха Москвы» произошло примерно в 12:45. У Татьяны Фельгенгауэр уже полтора часа как закончился утренний эфир. На месте преступления целый день проходили следственные действия. У преступника была карта, он целенаправленно подошел именно к Татьяне Фельгенгауэр. Откуда он знал, что журналистка находится именно в гостевой — пока не понятно.

«Следователи показали план, который при нем был найден. Это бумажка, где от руки была нарисована схема редакции, как он планировал проникать в здание и офис. Он должен был, наверное, предполагать, куда она пойдет после эфира, куда у нас ведущие вообще после эфира ходят. Поскольку мы проводили видеоэкскурсии по редакции, рассказывали, где у нас и что, наверное, это было не настолько сложно сделать», — рассказала одна из сотрудниц радиостанции.

Один из охранников рассказал, как проходило задержание: «Я увидел, когда он уже над ней нависал и наносил удары ножом. Я применил физическую силу, уложил его на пол и ждал прибытия сотрудников полиции. Он понял, что сопротивляться бессмысленно, лежал на полу и ждал».

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов тоже находился в редакции и забежал в гостевую, когда преступник уже был скручен и лежал на полу. Татьяну Фельгенгауэр оперировали больше часа в НИИ Склифосовского, все это время Венедиктов был на связи с врачами. Состояние журналистки оценили как стабильно тяжелое, после операции ее ввели в искусственную кому. Главный редактор «Эха Москвы» пока не хочет строить никаких версий произошедшего.

«Когда мой сотрудник на операционном столе, я мотивы оставлю в стороне с вашего позволения. Чуть позже. Я получил звонки от профильных министров, из мэрии Москвы, которые помогли нам со Склифосовским, если так можно сказать. Я очень благодарен. И некоторые члены кабинета министров, и представители Администрации президента — все звонят, спрашивают, какое состояние Тани. Это правильно — это единственный важный вопрос, который кого-то волнует. У Тани оказалось очень много почитателей, как и у "Эха", совершенно разной политической направленности. Все передают соболезнования и надеются, что Таня скоро выйдет», — рассказал Алексей Венедиктов.

Начальник референтов «Эха Москвы» Ида Шарапова сидела в метре от Фельгенгауэр и сначала даже не поняла, что происходит.

«Он молча просто зашел, скрутил ее. Я подумала, что он просто так здоровается с ней. Потом я увидела кровь и какие-то следы борьбы. Сразу подбежал охранник, который на этаже, подбежала я. Я взяла Таню за руку, подвела ее к спецлифту, там мы спустились сразу на первый этаж, вызвали скорую. Скорая не приезжала минут 15-20. Когда ее заводили в машину скорой помощи, она была в сознании. Но мы сразу перевязали ей горло, помогала еще одна женщина, которая оказала первую помощь. Говорить толком Татьяна не могла, что-то хрипела...».

Журналисты практически сразу по имени нападавшего нашли в интернете что-то наподобие его дневника. 14 октября он пишет, что Татьяна Фельгенгауэр преследует его. В посте он обращается к сотрудникам «Эха Москвы» с просьбой повлиять на журналистку. Гриц говорит, что через несколько недель приезжает в Москву и предупреждает о «неприятных последствиях». Он пишет, что возможно Фельгенгауэр мстит ему за то, что он несколько лет писал для России. 20 октября появляется новый пост, в котором Гриц рассказывает, что слежка не прекратилась, а он даже пытался рассказать о преследовании экстрасенсу Перепилицыну.

«Сегодня окончательно убедился, что на эту сволочь Фельгенгауэр работают какие-то хакеры. Последние пару дней она начала искать возможность воздействовать на мое сердце. С дыханием, точнее его прекращением, она уже давно экспериментирует. Вчера же утром проснулся с ощущением стального кольца, стянувшего мое сердце. Ну а сегодняшним утром меня ждало ощущение тяжелого холода в сердце», — гласит запись дневника.

В ближайшее время Борису Грицу должны избрать меру пресечения. Следственный комитет завел уголовное дело о покушении на убийство. Но юрист Павел Чиков считает, что при квалификации должно учитываться, что Фельгенгауэр — журналист.

«Первоначальные показания напавшего, которые уже гуляют в сети, свидетельствуют о том, что он лично Татьяну Фельгенгауэр не знал, а знал ее как журналистку "Эха Москвы". Верховный суд РФ именно так и разъясняет, что убийство лица или покушение на убийство, как неоконченное, лица в связи с его какой бы то ни было трудовой деятельностью в какой бы то ни было организации следует квалифицировать именно по ч.2 ст. 105».

Сегодня ​к радиостанции «Эхо Москвы» приехали все федеральные каналы, в том числе «Россия 24», которая менее двух недель назад сделала сюжет о радиостанции. Под заголовком «Эхо Госдепа» вышел материал, в котором журналистов обвиняли в «сотрудничестве с западными НКО» перед президентскими выборами 2018 года​. В сюжете как раз показывались фотографии Татьяны Фельгенгауэр.

А соведущий журналистки на радиостанции Александр Плющев написал в твиттере, что делать сюжет о нападении на замглавреда «Эха Москвы» приехал тот же самый корреспондент ВГТРК. ​Многие журналисты считают, что пропагандистские сюжеты на федеральных каналах также сыграли роль в нападении на Татьяну Фельгенгауэр. По словам Алексея Венедиктова, охрана на радиостанции будет усилена.

«За главой службы безопасности холдинга "Газпром Медиа" мы наконец-то познакомились. Мы будем это обсуждать с ним. Следователи нам дали некоторые практические советы. Безусловно, мы будем усиливать охрану и технически, и логистически людьми».

Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Другие выпуски