«Возвращение тревожного тона»: политолог объяснил призыв Байдена американцам уезжать из Украины

11/02/2022 - 16:38 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

Президент США Джо Байден призвал американцев, которые сейчас находятся в Украине, уехать из страны. В интервью NBC News он сказал, что сделать это надо сейчас же. Он добавил, что в ситуации с Украиной власти США «имеют дело не с террористической организацией, но с одной из крупнейших армий в мире». «Все может быстро перевернуться с ног на голову», — заявил он.

При этом Байден сказал, что отправлять американские войска в Украину никто не собирается. «Если американцы и русские начнут стрелять друг в друга, начнется мировая война», — это слова американского президента. Госсекретарь США Энтони Блинкен тоже выразил обеспокоенность из-за ситуации вокруг Украины. Вот его слова: «Мы продолжаем видеть тревожные признаки российской эскалации. Мы находимся в состоянии, когда вторжение может начаться в любое время, в том числе во время Олимпийских игр». Не столь тревожные сообщения, пришли 11 февраля и из Франции, хотя опосредованно они тоже связаны с кризисом в Украине.

6-метровый стол, который разделял Владимира Путина и Эммануэля Макрона на переговорах в начале недели, вызвал много дискуссий и породил множество шуток. Так вот теперь наконец стало понятно, почему президенты России и Франции столь отдалились друг от друга. Оказалось, что Макрон отказался сдавать в Москве ПЦР-тест, — побоялся, как говорят источники агентства Reuters, что, помимо пробы на ковид, кому-то может понадобиться его ДНК. Обсудили международную повестку со старшим научным сотрудником Института США и Канады РАН Александрой Филиппенко.

Александра Филиппенко, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, считает, что за призывом к американцам уехать из Украины стоит «желание Вашингтона быть впереди всех» и «быть стороной переговоров, которая задает тон».

«Настрой, который мы видим из Белого дома, в целом определяет дальнейшую судьбу переговоров — одновременно российско-американских по стратегической стабильности, по вооружениям, но и переговоров по Украине вообще <...> Вашингтон напоминает, что нужно всем быть начеку, не забывать о том, что ситуация очень серьезна», — отмечает она.

Филиппенко прокомментировала заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга, который сказал, что «существует реальный риск нового военного конфликта в Европе», при этом уклонился от ответа на вопрос, может ли Украина стать членом Североатлантического альянса. По ее мнению, в этом большую роль сыграла личность канцлера Германии Олафа Шольца, представителя Социал-демократической партии, которая «исторически была расположена к более теплому диалогу с Россией». «В 1970-е годы Вилли Брандт, глава социал-демократов, говорил о разрядке отношений, что и привело в конечном итоге к объединению Германии, а экс-канцлер Герхард Шредер вообще является близким другом российского руководства», — напомнила Александра.

НАТО хочет на себя взять роль лидера в определении будущих отношений, в том числе российско-украинских, но здесь «снова встает вопрос о том, что судьба Украины обсуждается без Украины», говорит старший научный сотрудник. «Видимо, Вашингтон и НАТО хотят вернуться к идее „Nothing about you without you“ — то, о чем много раз говорили разные высокопоставленные американские чиновники, — полагает Филиппенко. — Поэтому все, что касается переговоров по Украине, должно включать украинских политиков, чиновников и специалистов по разным вопросам».

Через эту подчеркнуто озабоченную риторику Вашингтон и НАТО хотят вернуться к ключевым вопросам, касающимся российского военного контингента на границе с Украиной, совместных учений России и Беларуси и прочих, «без решения которых никакие переговоры невозможны».

Очень важно, чтобы все российские военные после совместных учений покинули территорию Беларуси, считает Филиппенко, и высказывает предположение, что этот фактор повлияет на дальнейшие переговоры: «Все вопросы будут решаться после того, как закончатся военные учения в Беларуси». Также важно, чтобы переговоры в принципе продолжались и «ни одна из сторон не делала вид, что она не участвует в войне», как это делает Кремль, называя происходящее «внутренним украинским конфликтом».

Фото: Gage Skidmore / Flickr

Другие выпуски