«Война уже идет»: Михаил Крутихин объяснил рекордный рост цен на газ в Европе
В Европу приходит не только Рождество, но и рекордно высокие цены на топливо. Контракты на газ, которые заключались на европейских биржах, установили настоящий рекорд — газ в европейском регионе за сутки подорожал почти на 30%. Цена за 1000 кубометров достигла очередного исторического рекорда, превысив 2200 долларов.
Пока одни аналитики винят в происходящем морозы, которые установились на континенте, другие обвиняют Москву в искусственном завышении цен. «Газпром» — основной поставщик газа в Европе — пока не спешит наращивать поставки на Запад. Давление в газопроводе «Ямал-Европа» сначала упало практически до нуля, а затем топливо и вовсе стали закачивать обратно в Россию. Кто же все-таки виноват в топливном кризисе? Обсудили это с партнером консалтингового агентства RusEnergy Михаилом Крутихиным.
По мнению Крутихина, Россия предлагает увеличить поставки газа в Европу, но при условии, что он пойдет через «Северный поток-2», а также хочет лишить Украину транзита газа и прервать поставки угля и электроэнергии. Крутихин полагает, что все это является частью военной бравады России. По его словам, верхняя граница цен на топливо в Европе будет определяться действиями «Газпрома», однако война на территории Европы может привести к эмбарго на российские энергоносители.
Михаил, пробил ваш час объяснить нам все-таки, как развиваются события, потому что давно, мне кажется, не было столько новостей, связанных с рынком газа, и столько политики вокруг этого.
Вы не заметили, что война уже идет. Это военные действия. Назовите это энергетической войной, газовой войной, потому что можно это назвать каким-то ограниченным боем в этой войне, предположить, что это из-за «Северного потока ― 2». Символ такой, что «Газпром» говорит: «Если вы хотите получать больше газа»… А это не только «Газпром» говорит, это и Путин не так давно заявлял: «Если хотите, пожалуйста, мы увеличим на 10% прокачку газа в Европу, но только пойдет этот газ через „Северный поток ― 2“». То есть вот такой шантаж: не хотите ― замерзайте! Или принимайте наши условия пользования «Северным потоком ― 2», отменяйте все ваши антимонопольные законы, поощрения конкуренции и позволяйте «Газпрому» работать как монополисту на этом маршруте.
Вроде бы такой эпизод, но мы видим, что этим дело не ограничивается. Мы видим, что идут военные действия еще и против Украины. Во-первых, это газ, Украину хотят лишить транзита газа и сделать европейцам невыгодными поставки газа на Украину, поскольку искусственный дефицит в Европе возникает. И второе ― уже мы видим, прерываются поставки угля и прерываются поставки электроэнергии на украинскую территорию. То есть здесь война идет гораздо шире, а не только за один какой-то газопровод.
А в принципе я это все рассматриваю эпизодом того бряцания оружием, которое мы только что наблюдали на расширенной коллегии Министерства обороны. И, по-моему, результатом этого могут быть очень серьезные последствия. Я не буду говорить про военную сферу, но даже в энергетической сфере последствия могут быть очень серьезными. В среднесрочной перспективе Европа начнет отказываться от углеродного сырья, углеводородного сырья и очень активно вкладывать деньги в альтернативную энергетику, в атомную энергетику, в гидроэнергетику ― все, чтобы только прекратить эту зависимость от «Газпрома». Не всей Европы, а только нескольких европейских государств, но чтобы уже обезопасить себя на будущее. То есть здесь «Газпром», когда умышленно ограничивает подачу газа в Европу, фактически бьет по своим долгосрочным и даже среднесрочным интересам.
И второе ― это все-таки, я думаю, имеет военный аспект. Поэтому очень внимательно надо следить за тем, как такой, я считаю, газовый шантаж будет укладываться в общую картину того, что мир слышит из Москвы.
Как вы считаете, этот разворот газа в газопроводе «Ямал ― Европа», который сегодня происходил, сначала упало давление, потом развернули в Россию, ― это тоже какой-то жест или это техническая штука какая-то, которую мы просто не интерпретируем?
Там не совсем в Россию развернули, потому что газопровод этот проходит через белорусскую территорию, затем через Польшу в Германию. И когда «Газпром» прекращает подачу, снижает давление со своей стороны, то Польша получает газ из Европы по той же самой трубе в обратном направлении. Это не Беларусь и не Россия получает этот газ обратно, это просто поляки покупают газ в Европе.
Получается, что все-таки надавить на Европу таким образом можно, потому что всегда экономические интересы важнее всех остальных получаются. Как вы считаете, удастся ли российской власти, «Газпрому» таким образом все-таки дожать судьбу «Северного потока ― 2», несмотря на активное сопротивление уже и нового руководства Германии тоже, например?
Предсказать исход этого эпизода я пока не могу, потому что и в Германии не слишком хотят отойти от курса Меркель в отношении России и не слишком хотят выделяться какими-то резкими движениями, которые могут, в частности, не понравиться даже администрации Байдена. Поэтому ожидать, что раз, и по политическим причинам коммерческий проект, экономический якобы, как они говорят, проект, вдруг прекратил существование, ― для этого нужны очень серьезные основания, то есть какие-то форсмажорные обстоятельства, революции, войны и так далее.
Но война, я думаю, на территории одной из европейских стран приведет не только к задержке или остановке этого проекта, но, судя по всему, начнутся разговоры об эмбарго на российские энергоносители в будущем. Легче всего им отказаться от нефти российской, хотя треть нефти, которая потребляется в Евросоюзе, приходит из России, но нефти сейчас более чем достаточно на рынке, можно ее взять откуда-то еще. То же самое с углем, но вот с газом ― некоторые европейские государства без этого обойтись абсолютно не могут. И вот в этом слабость Евросоюза, который заранее не подготовился, не выполнил свою программу строительства через границы интерконнекторов для чрезвычайных ситуаций, когда Россия начнет прекращать поставки газа. Этой программы мы не видели, как она могла бы осуществиться, и поэтому да, это очень серьезная слабость Евросоюза, и она может повлиять на то, что приползут, как надеются в Москве, на коленках и будут просить газ, будут просить, умолять и отказываться от своих антимонопольных правил и от всего этого третьего энергетического пакета.
Могут ли какие-то санкции против российского «Газпрома» действительно появиться в результате наших внешнеполитических действий в ближайшее время, как вы считаете, или все-таки зависимость мира от российского газа так велика, что расчет Путина верный?
Зависимость не мира, а части европейских стран, в частности, Болгария сейчас, та же самая Сербия, Венгрия. Они очень сильно зависят от поставок российского газа. А если посмотреть на ту же Германию, если вдруг сейчас прекратятся полностью поставки российского газа в Германию, то страна проживет зиму и совершенно спокойно протянет. Дальше надо будет принимать дополнительные какие-то меры, но протянуть может.
Да, «Газпром» заложил в этих странах, в Австрии и Германии, бомбы такие секретные, потому что прохождение зимнего сезона очень сильно связано с работой подземных газовых хранилищ и вдруг выяснилось, что политическая организация из России под названием «Газпром» владеет пятой частью, 20% с лишним емкости в этих газовых хранилищах в Германии, критическая ситуация такая же в Австрии, вдруг политическая организация, которая может в любой момент шантажировать Германию и Австрию, оказалась владельцем этой самой стратегической емкости.
Поэтому у «Газпрома» гораздо больше инструментов политического шантажа, чем мы предполагаем.
А как вы считаете, 2200 за кубометр ― это предел?
Если «Газпром» и дальше будет забрасывать СМИ известиями о том, что он вот тут объявил о гарантии прокачки, вот здесь сделал что-то такое, чтобы напугать Европу, то мгновенно рынок нефти будет на это реагировать. Фьючерные контракты, спотовые контракты опять поползут вверх. Границы, я думаю, здесь нет, граница верхняя определяется поведением «Газпрома».
Фото: Петр Ковалев/ТАСС