Военный эксперт назвал «анекдотическими» статьи о невозможности вторжения в Украину весной
Начались совместные учения армии Беларуси и России. В Беларусь уже прибыл начальник Генштаба вооруженных сил России Валерий Герасимов, он проверит готовность к учениям под названием «Союзная решимость». Военные учения России и Беларуси — не редкость, но нынешние — особенные.
Обычно о начале учений сообщают минимум за полгода, а об этих стало известно лишь незадолго до их начала. Александр Лукашенко в конце прошлого года анонсировал их проведение, но формально о них было объявлено лишь в середине января. О том, приглашены ли иностранные наблюдатели, не сообщается. Обсудили эту тему с военным экспертом, старшим научным сотрудником ВШЭ Василием Кашиным.
По мнению Василия Кашина, совместные военные учения России и Беларуси символизируют общий рост напряженности в Восточной Европе, который выражается в шагах и со стороны России, и со стороны США и других их партнеров по НАТО, а Украина является «лишь одним элементом всей этой общей напряженной ситуации». «Дипломатический торг между Россией и США ведется не только по вопросу Украины, и военные шаги предпринимаются не только вокруг Украины, но и по всем другим направлениям (хотя, конечно, Украина является наиболее горячей точкой и у всех на слуху)», — считает эксперт.
По его словам, совместные учения позволяют российским вооруженным силам осваиваться на территории Беларуси, изучать особенности местной инфраструктуры и могут оказаться полезными в будущем, но, как и у всех подобных учений у них есть политическая составляющая. «Мы видим серию жестких конфронтационных переговоров, идет очень активная дипломатическая работа между Россией и США, Россией и некоторыми странами ЕС», с попытками обеих сторон «продавить» противника, продемонстрировать свою решимость и готовность стоять до конца, отмечает Кашин.
Однако адресатом этих посланий является, по мнению эксперта, не Украина, а США и некоторые другие страны ЕС: «Белорусская территория осваивается в военном отношении, там могут быть в перспективе развернуты какие-то другие — более неприятные для НАТО — виды вооружений, тем самым им посылается сигнал о том, что наши позиции в этом торге довольно сильны. Насколько это сработает —увидим, пока это процесс продолжающийся».
Василий Кашин также прокомментировал публикацию в журнале The Economist, посвященную потенциальным военным действиям и их связью с временами года и погодой. «Это анекдотические по своему идиотизму рассуждения, которые основаны на поверхностном знакомстве с историей Второй Мировой войны», — считает военный эксперт.
По его словам, сегодня российская армия может действовать в любых погодных условиях: «Сейчас другая эпоха, другой транспорт, пресловутые танки играют довольно локальную второстепенную роль в возможной военной операции. В целом если речь дойдет до такого катастрофического события, как прямое столкновение России и Украины, где России не надо будет никоим образом скрывать свое участие в конфликте, этот конфликт будет выглядеть совсем иначе: он не будет похож на войну на Донбассе и будет характеризоваться другими масштабами и количеством жертв — это будет массовое применение авиации, оперативно-тактических ракет, мощной тяжелой артиллерии и высокоточного оружия».
Такая фиксация на проходимости российских танков и насыщение украинских войск «заведомо бессмысленными для борьбы с Россией видами оружия типа переносных противотанковых ракетных комплексов» показывает, что «никто всерьез не предполагает воевать с Россией и вся эта ситуация носит характер управляемой истерики», резюмировал Кашин.
Фото: Эрик Романенко/ТАСС