Внезапная демократия в Мьянме

Поддержать ДО ДЬ
В Мьянме произошло невиданное событие. Сайты ранее запрещенных зарубежных газет вдруг оказались доступны.

Теперь там можно спокойно почитать статьи, скажем, Bangkok Post , или BBC. Хотя раньше правительство страны утверждало, что их материалы дестабилизируют обстановку и сеют ненависть.

Возможно, это сбой мьянмарских серверов, который вскоре устранят. Но, возможно, это еще один шаг на пути к демократии. Мьянма пытается привлекать иностранные инвестиции, понемногу отказываясь от методов военной диктатуры.

Мьянма, расположенная между Китаем, Таиландом и Бутаном, это государство-парадокс. Оно очень богато ресурсами. Мало того, что в Мьянме огромные запасы нефти и газа, там еще находятся крупнейшие в мире запасы рубинов и сапфиров, а также залежи золота, меди, серебра и других металлов.

Вместе с этим Мьянма очень бедная страна. По уровню валового продукта на душу населения она находится где-то между Угандой и Танзанией. И все из-за того, что у мьянмарского правительства нет денег на разработку ресурсов, а иностранные компании туда не желают ничего инвестировать.

Последние двадцать с лишним лет Мьянмой управляла хунта, которая не давала политическим партиям развиваться, арестовывала оппозиционеров и жестко подавляла довольно редкие восстания.

Но в конечном итоге мьянмарские генералы поняли, что они что-то упускают. Китай – едва ли не единственный союзник Мьянмы - еще несколько лет назад публично посоветовал своему южному соседу встать на путь демократических реформ.

Смена имиджа началась в прошлом году, когда хунта объявила о проведении первых за два десятилетия выборов. Но провели их специфическим образом. Законы страны подкорректировали так, чтобы оппозиционные партии в парламент не прошли.

И все они были распущены – в том числе партия Национальная лига за демократию, лидером которой была самая известная жительница Мьянмы в мире - Аун Сан Су Чжи.

Во главе государства встали прежние лидеры хунты, которые, правда, сменили мундиры на пиджаки. Пост президента получил бывший генерал Тейн Сейн.

Выборы сочли успешным началом дисциплинированной демократизации, как выражаются местные чиновники. Но в последние месяцы она будто вышла из-под контроля.

Аун Сан Су Чжи, которая провела последние семь лет под домашним арестом, вдруг получила аудиенцию у президента. И сказала, что он хочет настоящих перемен. В конце августа мьянмарские депутаты предложили провести массовую амнистию и в начале этой недели они якобы сделали это – освободили почти 20.000 человек. Несколько дней назад в стране впервые появилась комиссия по правам человека.

В Мьянму за последний месяц приехали представители ЕС и ООН. И они в один голос говорили о позитивных переменах. До этого разрабатывать нефтяные и газовые ресурсы Мьянме помогали только французская компания Тоталь и американская Chevron. Теперь к ним присоединились корейские и многочисленные китайские компании. В страну потекли инвестиции из Сингапура и Индии. Другими словами, дисциплинированная демократия начала приносить плоды.

Но это не значит, что в Мьянме прекратились репрессии и показные судебные процессы. Вчера суд добавил десять лет к сроку одного местного журналиста, который занимался съемкой на месте терактов 2010 года в бывшей столице Янгоне.

Теперь он должен провести за решеткой 18 лет. А пару недель назад 10-летний срок получил отставной майор, который написал статью о демократизации. Материал сочли угрозой национальной безопасности, стабильности и единству. Процесс проходил за закрытыми дверями прямо в тюрьме.

Также по теме
    Другие выпуски