«Слили еще до начала акции»: зачем власти Португалии передали России данные организаторов митинга в поддержку Навального
Власти Лиссабона передали в российский МИД данные троих активистов, устроивших в городе акцию в поддержку Алексея Навального. Как сообщают СМИ, дипломаты получили не только имена протестующих, но и их адреса, номера телефонов, а также идентификационные номера. Одна из организаторов январской акции, Ксения Ашрафуллина, у которой есть гражданство Португалии, заявила журналистам, что боится возвращаться в Россию из-за возможного преследования. Обсудили эту новость с еще одним организатором акции, Павлом Елизаровым.
Елизаров сообщил, что акция проводилась 23 января у посольства России в Лиссабоне. При этом организаторы мероприятия узнали о том, что их данные были слиты, еще до начала акции. Так, они направили свои данные и уведомление о готовящемся мероприятии в мэрию Лиссабона. В связи с тем, что в этот период в городе был объявлен локдаун, мэрия направила данные участников представительству Минздрава в Лиссабоне. Оттуда поступил ответ, содержащий рекомендации по соблюдению противоэпидемических мер в ходе акции, таких как ношение масок и соблюдение социальной дистанции. Но кроме того, в ответе ведомства содержался PDF-файл, в котором были все данные организаторов акции, которые те направляли в мэрию. А из списка участников электронной переписки стало понятно, что мэрия Лиссабона направила личные данные не только в Минздрав, но также в посольство и в МИД. Несмотря на это, акцию все же провели, и на нее пришло довольно много людей.
Позже организаторы акции все же запросили у мэрии объяснения этого инцидента, не вынося его на публику. Там ответили, что это стандартная процедура — направлять данные организаторов акции тому посольству, у стен которого она планируется. «Они говорят, что больше не будут, но мы не можем это проверить. Это очень плохо, должны быть последствия. <...> Это произошло не только со мной, но еще с десятками активистов. Не только российских, может быть, кубинских, ангольских, китайских. „Нормальная процедура“ — в этом и проблема, что это просто недопустимо. И мне это особенно странно, потому что я получил политическое убежище в Португалии», — сказал Елизаров.