Владислав Иноземцев. "Правое дело" меняет политику

19/09/2011 - 22:46 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Член Федерального совета "Правого дела" Владислав Иноземцев о будущем партии.

Писпанен: Вы, как доктор экономических наук, считаете, это возможно сделать в наших сегодняшних экономических и политических реалиях – то, что говорит Борис?

Иноземцев: То, что говорит Борис – это замечательная инициатива.

Писпанен: Никто не спорит.

Иноземцев: Я думаю, что в том виде, в каком он предлагает, возможно. Это некая система государственных гарантий при достаточно небольших или отсутствии первоначальных вложений со стороны государства – это в принципе как раз то локальное совершенствование бизнес-климата, за которое государство должно бороться. И «Деловая Россия» в этом отношении – замечательная организация, которая, я думаю, вполне может инициировать такой процесс. Я вполне верю в то, что он говорит.

Казнин: Завтра будет проходить съезд "Правого дела"…

Писпанен: Осиротевшего, как многие говорят.

Казнин: Можете нам сказать уже сейчас какие-то вещи, которые будут, по крайней мере, обсуждаться и, может быть, будут приняты. Уже появляются одна за другой новости о том, что не пойдет "Правое дело" на выборы, потому что это бессмысленно.

Писпанен: Что некому возглавить, а потом все-таки нашелся достойный человек.

Казнин: Расставьте точки, по крайней мере, что сейчас точно известно?

Иноземцев: Я думаю, что можно сказать с уверенностью? Формулировка о том, что "Правое дело" не пойдет на выборы, была, я думаю, иллюзорна и ошибочна с самого начала.

Казнин: То есть пойдет?

Писпанен: Так она верная или не верная?

Иноземцев: Не верная.

Казнин: То есть "Правое дело" идет на выборы?

Иноземцев: Идет. Потому что была проведена большая работа, были проведены уже первоначальные кампании в регионах, сформированы списки. Не только Михаил Дмитриевич Прохоров, но и многие региональные участники выборов вложились в эту кампанию. То есть в данной ситуации идея пойти на выборы – абсолютно доминантная, это сегодня прозвучало на политсовете.

Писпанен: Но если Михаила Прохорова все-таки знали по разным деяниям, это была известная личность, то Дунаева не знает практически никто. И вы думаете, что можно за этим человеком…

Титов: А кто знает, не очень поддерживает.

Иноземцев: Фактически вы абсолютно правы, что ситуация обстоит именно так, что правая партия в нынешнем виде идет на выборы, по сути, без лидера и без очень яркой первой десятки.

Казнин: И с агитационным материалом с Прохоровым на обложке. Ведь напечатано, как журналистам жалуется господин Надеждин, огромное количество газет, где Прохоров на первой полосе.

Иноземцев: Борис Борисович сам руководил изданием этой газеты.

Писпанен: За свои кровные деньги.

Иноземцев: В любом случае, я думаю, это не самый принципиальный момент. Вопрос, скорее, в том, что если партия хочет идти на выборы в том виде, в каком она идет, то она должна компенсировать отсутствие ярких лидеров достаточно радикальной программой.

Писпанен: А она будет радикальная?

Иноземцев: Это завтра увидим. Там существует достаточно много тезисов, которые не были приняты штабом Прохорова, сейчас возобновлены. Мы проводили достаточно интенсивные консультации в последние несколько дней внутри партии. Я думаю, что она будет содержать довольно большое количество радикальных мнений.

Писпанен: Ваш электорат – это кто? Если Прохоров все-таки говорил, в основном, о бизнесе…

Иноземцев: Мы тоже остаемся в том же духе.

Титов: Я не согласен с вами, что Прохоров говорил о бизнесе. Наоборот, у нас это была постоянная дискуссия, я же тоже был сопредседателем "Правого дела" раньше, и когда Михаил заступал, мы очень много проводили консультаций с ним, разговаривали о том, как должна быть правая партия. Мы говорили о том, что это должна быть именно праволиберальная партия, бизнес пойдет только за такой партией. Михаил пошел по другому пути, он пошел по пути политтехнологическому, а не идеологическому. Ему все равно, какая партия, он сразу заявил: «Не правая, не левая, мы будем бороться за любые свободные голоса, что называется. Что на левом, что на правом фланге мы – партия граждан России», - он декларировал позицию партии. И в этом смысле мы перестали его поддерживать в определенный момент, мы практически поняли, что он идет по другому пути. Наша задача, целевая задача – демократия и рынок, а Миши такая задача возникла в виде – второе место похождения в Думу, а что будет потом, это уже будет другая история. Но с другой стороны, то, что неправильно была построена партия, это не говорит о том, что то, что происходит сейчас…

Казнин: А вы считаете, надо идти им на выборы?

Титов: Я не готов сейчас говорить, я отказался от того, чтобы участвовать в работе партии.

Казнин: Как сторонний эксперт, который, собственно, был внутри.

Титов: Мы будем поддерживать правые партии, мы хотим видеть правые партии.

Писпанен: Мы – «Деловая Россия»?

Титов: Мы – бизнес, лучше сказать.

Казнин: То есть вы будете поддерживать "Правое дело"?

Титов: Тех, которые реально пойдут с праволиберальными лозунгами.

Иноземцев: Праволиберальные лозунги вы получите завтра по полной программе.

Писпанен: То есть вы обещаете? А вы уже обещаете поддержать практически "Правое дело"? говорили же про Народный фронт сначала.

Титов: Вообще, на самом деле, та программа, которая сегодня готовится в Народном фронте – самая правая. Те 25 млн. рабочих мест, которые мы декларировали, они, насколько я понимаю, входят в будущую программу Народного фронта. И высокопроизводительные рабочие места, и дорожная карта, и многие вещи, о которых мы говорим. Снижение налогов – это будет там. И мы будем выбирать, мы будем смотреть. Тем не менее, мы работаем как бизнес, мы работаем с политическими структурами, тесно сотрудничаем с Народным фронтом, но готовы работать с другими партиями, если они будут защищать праволиберальную идеологию.

Писпанен: Завтра у вас съезд, вы будете выдвигать праволиберальные лозунги, как обещаете уже нам огромное громадье. Но как вы считаете, Прохоров говорил точно абсолютно, что пройдут в Думу - вы уверены в этом, как он был уверен?

Иноземцев: Я как раз на месте Михаила Дмитриевича не стал бы так говорить, потому что это воля избирателей, а не конкретно Михаила Дмитриевича.

Писпанен: Даже с мощным административным ресурсом вы не уверены?

Иноземцев: шансы "Правого дела" с Прохоровым были гораздо выше, чем те, что мы имеем сегодня.

Казнин: Хоть вы не лукавите, потому что это же понятно, что шансов нет у "Правого дела" сейчас.

Титов: Вы говорите про ресурс. Никакой ресурс не поможет получить голоса.

Казнин: Тем более после произошедшего скандала.

Титов: Ресурс может не помешать, но получить голоса придется самим. Потому что никто за них голосовать не придет, это точно.

Казнин: Почему не удалось найти ни одного яркого лидера? Все отказались или решили даже не искать?

Писпанен: Говорили – Шувалов может быть, Кудрин. Но это было до Прохорова. У нас здесь сидел Надеждин, говорит: «Шувалов будет».

Иноземцев: Это было маловероятно с самого начала.

Титов: Борис Борисович часто свои фантазии представляет в виде реальности.

Иноземцев: Мне кажется, и Шувалов, и Кудрин, который тоже обсуждался, назывался в те времена, они бы, появись в игре "Правого дела", не придали бы ему такого большого влияния. В этом отношении Прохоров был очень хорошим кандидатом на этот пост. И в данной ситуации его все поддержали, как мы помним, на съезде. Просто вопрос заключался в том, что выбирали мы Прохорова, а получили команду политических технологов. Даже сложно назвать их технологами, каких-то убежденных в собственном сианстве пророков, которые стали предлагать некую свою программу, свое видение.

Писпанен: А сейчас не будет ни одного – ни убежденного ни в чем пророка, будет просто единый листок с лозунгами. То есть этим вы будете брать?

Иноземцев: Если говорить очень примитивно, то так и есть.

Писпанен: Но так же народ не может голосовать. Согласитесь, все равно же народ голосует за личность.

Иноземцев: У нас были мнения внутри политсовета относительно того, какие личности могли бы быть выдвинуты в нынешней кризисной ситуации для того, чтобы, с одной стороны, собрать правый электорат, с дугой стороны, придать живость этой компании. Должен сказать, что в таких личностях не было недостатка. Но просто в данной ситуации возникало четкое понимание, что поставив таких личностей во главе партии, мы получим конфликт еще больший, чем с Михаилом Дмитриевичем. Например, мы вполне могли бы предложить завтра на съезде, допустим, Володю Рыжкова. Ну и что? Это идеальный кандидат для правых, он очень популярен на правом фланге.

Писпанен: На самом деле, осталось только переночевать, посмотреть, что будет завтра на съезде, а потом, что будет в декабре.

Иноземцев: Я в данном случае убежден, что его не предложат. В любом случае мне казалось, что вариантов было достаточно много. Вопрос заключается в том, что, конечно, для этого необходима определенная политическая смелость. А в нынешней ситуации ее, конечно, сложно проявить.

Казнин: А вы жалеете, что Прохоров ушел?

Иноземцев: Да, конечно. Не то, что ушла его команда, а то, что он сам ушел – безусловно. 

Также по теме
    Другие выпуски