Восьмой дан по дзюдо Путину вручили за политику
Для того чтобы получить очередной дан, дзюдоист должен регулярно заниматься и проходить некую аттестацию? На каком-то уровне он может за выслугу лет получать?
Дмитрий Носов: Конечно. Сначала идет система кю – это желтый пояс, зеленый и так далее, это юношеский уровень, это когда ты сдаешь определенные приемы, показываешь уровень мастерства техники дзюдо. В последнее время эта система интегрирована в систему соревнования, у нас это считается спортивными разрядами и званиями. Выиграл, например, чемпионат города, области, - это приравнивается к какому-то владению пояса. Когда становишься чемпионом России по юношам, уже уровня мастера спорта, ты можешь перейти на первый дан. После этого уже не сдаешь технику, ты уже достиг черного пояса. После этого присуждается следующие пояса в зависимости о того результата, которые ты покажешь. Самый высший – шестой дан, который получаешь за Олимпийские игры, чемпионат мира, то есть это уровень заслуженного мастера спорта. Все, что выше, присуждается за вклад, который внесен в развитие дзюдо в мире, в стране, при этом бывает, что дают такие даны людям, которые никогда не выигрывали Олимпийские игры, больших соревнований. Смотрят по достижениям. Например, судьям. Если отсудил более пятнадцати лет в этом виде спорта. Может быть, когда-то занимался, но никогда не выигрывал. Если ведешь достойную жизнь дзюдоиста, пропагандируешь дзюдо. После шестого дана – это уже не степень мастерства, а степень вклада в дзюдо. По спортивным результатам – это четвертый, пятый, шестой дан, это люди, которые выиграли, действительно чего-то достигли. Все, что выше, - они могут и выиграть, плюс выслуга лет, верность дзюдо и большой вклад.
Дипломы наших университетов с трудом принимаются за границей. А дан, врученный Путину, будет принят в Японии?
Дмитрий Носов: Это же международная федерация присудила. Конечно. Это все согласовано. Если бы, допустим, наше министерство спорта, или какой-нибудь чиновник решил заискать перед Владимиром Владимировичем и вручил ему дан, то это могла негативно сказаться. Но это международная федерация ему вручила. Это высший орган в дзюдо, с решением которого должны мириться все федерации. Абсолютно нормальная ситуация. Владимир Владимирович этого достоин.
Никто не сомневается. Когда я готовилась ко встрече с Вами, я почитала про дзюдо. Оказывается, основатель дзюдо - Дзигоро Кано, считал, что, получив все пояса, нужно вернуться к первому – белому.
Дмитрий Носов: Это забавная история, как получать пояса. Желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, потом черно-белый, красный. Потом можно опять белый. Раньше, в древние времена, когда человек приходил заниматься, надевал белый пояс и начинал тренироваться. Со временем его пояс становился грязнее и грязнее, поэтому по цвету пояса можно было определить, сколько человек тренируется. Чем грязнее пояс, тем большим уровнем мастерства он обладает. Поэтому и идет градация от более светлого к темному. Когда пояс уже черный, человек тренируется как минимум лет десять.
А что значит «ведет жизнь, достойную дзюдоиста»? Есть моральный кодекс строителя дзюдоизма?
Дмитрий Носов: Звучит, как ленинизма. Во-первых, это спортивный образ жизни, пропаганда дзюдо, занятие дзюдо. Вряд ли найдется хоть один Олимпийский чемпион, самый прославленный спортсмен в мире, который, надев кимоно, столько бы привлек к себе кинокамер, как это делает Владимир Владимирович. Когда он приезжает в Японию или другую страну, надевает кимоно, это сразу показывают во всем мире. Пропаганда дзюдо налицо. Я как человек, проживающий в России, соприкасающийся с этим видом спорта, могу сказать, что, как Владимир Владимирович начал плотное внимание уделять дзюдо, раз в 15 число занимающихся выросло.
Он и диски распространил «Уроки дзюдо с Владимиром Путиным». То есть он много времени отрывает от государственных забот. Вы никогда не принимали участие в спаррингах с Путиным или в составлении этих руководств?
Дмитрий Носов: Владимир Владимирович не в моей весовой категории.